Nota bene: лучшие статьи

Цифровизация внешнеторговых операций: итоги и перспективы

Автор статьи: Нина Григорьевна Вилкова - доктор юридических наук, профессор Всероссийской академии внешней торговли, заслуженный юрист Российской Федерации
В статье анализируется цифровизация важнейших документов, которыми оформляется внешнеторговая деятельность: документы отгрузки, платежные документы, документы экспортно-импортной очистки, включая лицензии и таможенное оформление. Принятие деловыми кругами и банками разработанных цифровых документов позволит увеличить их использование в обороте. В статье рассматривается опубликованный в апреле 2024 г. документ «Анализ и рекомендации цифровых стандартов-Интегрированная структура для цифровизации всей цепочки поставок. Ключевые торговые документы и элементы данных», подготовленный созданным в 2020 г. новым подразделением Международной торговой палаты «Инициативы по стандартам цифровой торговли», выделяются стандартизированные документы, которые можно использовать взамен бумажных документов.
Скачать текст статьи можно по ссылке.
Введение. Торговля определяется как один из ключевых факторов реализации Целей устойчивого развития до 2030 года. Содействие торговле является важной тенденцией торговли в устойчивом развитии и, как ожидается, будет способствовать ускорению роста международной торговли, а также улучшит экономические, экологические и социальные аспекты устойчивого развития. Через цифровизацию документов, используемых международном товарообороте, процедуры торговли становятся более эффективными.
Рис. 1. Цифровые связи мировой торговли
Трудно в XXI веке представить, что более чем в 90% данные о торговых операциях и цепочке поставок хранятся в виде бумажных форм (на бумаге или в формате pdf), которые множатся каждый раз, когда товары и услуги пересекают границы, прежде чем попадут к конечному потребителю. Учитывая современные факторы, цифровизация документов, оформляющих многочисленные сделки, реализуемые участниками международного коммерческого оборота, имеет первостепенное значение. Эта работа ведется межправительственными организациями (ООН, ЮНСИТРАЛ и др.), а также неправительственными организациями, среди которых важное место занимает Международная торговая палата (International Chamber of Commerce ICC).
Основная часть. Раздел «Электронная торговля» появился на сайте ЮНСИТРАЛ в 90е годы XX века. Разрабатываемые ЮНСИТРАЛ документы можно разделить на две группы: первая – международные конвенции, которые утверждаются Генеральной Ассамблеей ООН. К ним относятся: Конвенция ЮНСИТРАЛ об использовании электронных сообщений в международных договорах (контрактах), принята в 2005 г. вступила в силу 1 марта 2013 г., участвует 18 государств. Российская Федерация участвует в Конвенции с 1 августа 2014 г. с оговоркой [1]
Особенностью деятельности ЮНСИТРАЛ является принятие типовых законов, которые впоследствии являются основой принятия государствами национальных законов, что весьма удобно, учитывая рекомендательный характер типовых законов и возможность составителям национальных законов учитывать правила национального законодательства, многие специфические детали, свойственные отдельным правовым системам и особенностям взаимоотношений с другими странами.
Такими типовыми законами, затрагивающими цифровизацию, являются:
Типовой закон ЮНСИТРАЛ об электронных передаваемых записях 2013 г. [3]
Принятие ЮНСИТРАЛ Типового закона об использовании и трансграничном признании управления идентификационными данными и удостоверительных услуг и одобрение ею в 2019 г. Комментариев по основным вопросам, связанным с договорами об облачных вычислениях, создало первую согласованную на глобальном уровне единообразную правовую основу для идентификации физических и юридических лиц в режиме онлайн, а также для обеспечения гарантий качества данных в электронной форме, в том числе в трансграничном контексте» [6].
Важное значение имеет деятельность Международной торговой палаты, МТП (International Chamber of Commerce, ICC [7]. В частности, ряд упомянутых типовых законов, принятых в рамках ЮНСИТРАЛ, был разработан в сотрудничестве с МТП.
В направлении цифровизации важным событием в деятельности МТП явился запуск в марте 2020г. «Инициативы по стандартам цифровой торговли (ICC Digital Standard Initiative, DSI)» – совместную межотраслевую программу, направленную на стандартизацию цифровой торговли. Это не только новая проблематика в практике МТП, но и новая организационная форма деятельности. Ее работа направлена ​​на ускорение развития глобально гармонизированной цифровой торговой среды как ключевого фактора динамичного, устойчивого и инклюзивного роста. Офис этой программы находится в Сингапуре. На открытии программы ICC DSI генеральный секретарь МТП Джон Дентон (John W.H.Denton AO) подчеркнул, что «универсальные стандарты соединят существующие цифровые острова и позволят рыночным силам улучшить качество обслуживания клиентов». Как ведущему и нейтральному голосу в отрасли, имело смысл передать этот проект под эгиду ICC. Это позволит ICC DSI возглавить и координировать усилия по разработке стандартов и протоколов для оцифровки торговли. ICC DSI уникален среди инициатив по цифровизации торговли благодаря своему коллективному характеру. Слишком часто цифровизация осуществляется посредством двусторонних соглашений между учреждениями, которые требуют, чтобы их члены работали на одной платформе. Это привело к разрознению данных и индивидуализированным процессам торговли и торгового финансирования [8].
Обосновывая востребованность «Инициативы по стандартам цифровой торговли», МТП подчеркивала, что Цифровизация глобальной торговли и цепочек поставок является приоритетом как для общественности, так и для частного сектора. Для первых цифровая торговля обещает большую эффективность, меньше мошенничества, расширение торговых потоков и возможность повысить роль малых и средних предприятий как в своих экономиках, так и на международном уровне. Для частного сектора цифровая торговля является ответом на потребности в эффективности, гибкости и устойчивости цепочки поставок в сочетании с возможностью предоставления для повышения конкурентоспособности и расширения бизнеса за счет агрегирования структурированных данных и превращая их в идеи и услуги.
Однако несмотря на высокий приоритет цифровизации в целом, не существует широко принятых моделей цифровизации поставок. Имеется множество индивидуальных инициатив и общеотраслевых инициатив. Тем не менее, коллективные усилия по изменению климата не привели к прогрессу, который должен был быть возможен, учитывая быстро развивающийся и передовой технологический ландшафт. Поэтому ICC DSI был основан для решения некоторых из этих проблем и работы над цифровизацией трансграничных поставок.
В апреле 2024 г. был опубликован весьма значимый документ: «Анализ и рекомендации цифровых стандартов - Интегрированная структура для цифровизации всей цепочки поставок. Ключевые торговые документы и элементы данных (Digital standards analysis and recommendations - An integrated framework for digitalising the entire supply chain. Key Trade Documents and Data Elements» (далее: KTDDE) [9]. Этой публикации предшествовали серьезные исследования, результатом которых в марте 2018 и в ноябре 2023 гг. стали публикации по отдельным торговым документам, вошедшие в документ апреля 2024 г.
Данная публикация стала возможной благодаря ряду факторов, как отмечают составители KTDDE. Значимость данного документа состоит в том, что эта работа иллюстрирует мосты, которые ICC DSI построила между разработкой стандартов организациями, отраслевыми ассоциациями, международным бизнесом, финансовым структурами и услугами поставщиков по всей цепочке поставок. Интерес представляет подход составителей: 1) цифровизация не связана с разработкой новых или «лучших» технологий. стандартов, а, скорее, с выделением стандартов, которые в значительной степени уже существуют, и представление в руководстве, как различные торговые документы (и общие данные, которые определяют эти документы) работают вместе во всех отраслях и между всеми игроками; 2) наибольшую ценность приносит сотрудничество между организациями, имеющими значительный объем работы в области цифровой торговли, чьи индивидуальные усилия не были использованы другими, и наоборот; 3) каждый участник - от малого бизнеса до транснациональной корпорации, ежедневно проводящие тысячи транзакций, выиграют от более простых и надежных базовых стандартов для каждой части цепочки поставок, которые затем могли бы стать для них стартовой площадкой для начала (или масштабирования) работы по цифровизации торговли.
За основу был взят список из 39 документов в изданном ВТО, ЮНСИТРАЛ и ЭСКАТО «Инструментарии по трансграничной безбумажной торговле». Еще несколько организаций были представлены на протяжении всего творческого процесса, включая ЕЭК ООН/СЕФАКТ ООН, ВТО, GS1 и ИЗО. Для содействия цифровизации всех процессов цепочки поставок, которые представлены ключевыми торговыми документами, ICC DSI создал основу для 1) оцифровки всех ключевых торговых процессов на всем протяжении цепочки поставок, используя существующие стандарты данных; 2) согласования и совместного использования и защиты элементов данных по мере их перемещения по цепочке поставок; и 3) прокладывания пути к принятию «единого источника правды» (данные) в цепочке поставок по финансам, устойчивому развитию или другим секторам для решения различных потребности в услугах по всей цепочке поставок.
В издании 2024 г. проанализировано 36 документов используемых при поставке товаров, оказании услуг и в других международных контрактах.
Исследование выявило следующее:
Таблица 1. Состояние цифровизации документов цепочки поставок
Другим критерием, использованном в исследовании, является разделение документов по их целенаправленности и на их основе определение уровня стандартизации, цифровизации и ее внедрения по четырем разделам документов.
Первый раздел А «Коммерческие процессы» включает два документа: Заказ на покупку и Счет-фактура - документы, регулирующие отношения продавец-покупатель в рамках их договорных отношений.
Второй раздел B «Транспортные процессы» включает 14 документов, из которых наиболее важными представляются: Товарная накладная, Коносамент, Морская накладная,
Авианакладная, Автодорожная накладная - CMR, Документ страхования груза. Эти документы регламентируют отношения продавец-покупатель, отношения стороны, заключающей договор перевозки с перевозчиком, стороны, осуществляющей погрузку товара (не всегда это продавец или его экспедитор), стороны, осуществляющей разгрузку товара, таможенные органы, банки, которым представляются отгрузочные документы, страховая организация в случае страхования товара от коммерческих рисков или от гибели, международный арбитраж или государственный суд, если между продавцом и покупателем возник спор.
Третий раздел C «Пограничные и регуляторные процессы» включает 19 документов, их которых наиболее важными представляются: Лицензия на экспорт/импорт сельскохозяйственной продукции, Таможенная декларация, Международный ветеринарный сертификат, Карнет АТА, Книжка МДП. Эти документы также затрагивают более широкий круг участников, нежели продавец-покупатель.
Четвертый раздел D «Финансовые процессы» включает 4 документа: Аккредитив, Подтверждение оплаты, Вексель, Простой вексель. Эти документы в основном затрагивают отношения продавец-банк и покупатель банк. Следует обратить внимание, что Банковской комиссией МТП разработаны электронные версии используемых и российскими участниками международных контрактов, в частности, Унифицированные правила и практика для документарных аккредитивов (ICC Uniform Customs and Practice for Documentary Credits for Electronic Presentation (eUCP) 824 Version 2.0), Унифицированные правила по инкассо (ICC Uniform Rules for Collections. Supplement for Electronic Presentation (eURC) Version 1.0. [10 ]
По мнению исследователей проблем с документами, оформляемыми в ходе международных торговых операций, имеются дополнительные факторы, требующие дальнейшей разработки:
- Стандартизация электронной документации
- Законодательное и нормативное обеспечение
- Индустриальная Конвергенция через взаимодействие отраслей и привлечение ключевых пользователей
-Внедрение в мировом масштабе, когда цифровизация преодолеет национальные границы, получая законодательную поддержку.
Семантика — это направление лингвистики, которое изучает значение слов. Но в маркетинге у семантики другое значение. Это набор ключевых слов и фраз, которые нужны для продвижения сайта. Если правильно её собрать, высоки шансы получить более высокое место при ранжировании в поисковых системах.
Ключевые торговые документы в цепочке «покупка-доставка-оплата»
А — Коммерческие процессы
1. Заказ на поставку
Заказ на поставку находится на промежуточном уровне цифровизации (как отмечают авторы - 50%), как со значительным использованием различных электронных стандартов: ООН/CEFACT, формат UBL, GS1 EDI и ANSI X.12.850. По данным исследователей около 200 000 компаний по всему миру используют стандарты GS1 EANCOM и XML. Вывод: отсутствие единого стандарта требует необходимость семантической совместимости для обеспечения согласованности данных, их понимания и обработки, поэтому целесообразна гармонизация различных технических форматов (XML, EDIFACT), использование совместимых моделей данных и упрощение реализации.
2. Коммерческий счет-фактура
Коммерческий счет-фактура находится в средней стадии цифровизации, что означает широкое внедрение платформ электронного выставления счетов и цифровых стандартов во всем мире. Такие платформы, как E-Futura, Factura Electronica и Tradeshift вместе с обширными трансграничными платежами на сети SWIFT, демонстрируют значительное цифровое использование. Хотя используются различные стандарты, такие как как СЕФАКТ ООН и ISO/IEC 19845:2015 (UBL), важно понимать, что различия в стандартах часто заключаются в синтаксисе (EDIFACT, XML, X.12, CII и т. д.), а не в семантике. Семантика ISO/IEC 19845 (UBL) во многом идентичны или совместимы с СЕФАКТ ООН, подчеркивая семантические совместимость. По мнению исследователей, наличие несколько стандартов не обязательно препятствует цифровизации при условии, что они сохранят и продолжат укреплять семантическую совместимость в будущем.
Однако фрагментация рынка, в первую очередь из-за несопоставимого применения одного и того же стандарта в различных сетях и странах, остается серьезной проблемой в оцифровке коммерческого счета-фактуры. Речь идет о различиях требований национальных законов для электронного выставления счетов, что обусловлено нормативными требованиями, включая различные модели обмена счетами (например, постаудит, оформление и отчетность в режиме реального времени, а также налоговое законодательство. Все это влияет на методы, форматы, и темпы внедрения оцифрованного счета-фактуры [11]. Решение проблемы может быть достигнуто путем использования широко известных стандартов ISO 174423 и ISO/IEC 154594.
Б — Транспортные процессы
3. Инструктивное письмо грузоотправителя
Письмо-инструкция грузоотправителя (SLI) или Инструкция по отправке экспортных грузов находится в промежуточной стадии цифровизации. Его использование распространено на практике, но ему не хватает общепризнанного стандарта или формата, особенно по электронной почте в различных форматах (PDF, DOC, обычный текст). Это приводит к изменению уровня внедрения цифровых технологий. Существование стандартов, таких как «Экспедиторы ФИАТА» Инструкции» (FFI) и планы по цифровому согласованию с мультимодальной системой СЕФАКТ ООН, Транспортной эталонной модели данных (MMT-RDM) указывают на движение к цифровизации.
Отсутствие законодательных требований к SLI предполагает, что его принятие и формат в большей степени обусловлены коммерческими потребности, а не соответствие нормативным требованиям.
Упаковочный лист
Значение упаковочного листа в отношениях международных сделок по передаче товара (особенно купли-продажи, поставки товаров для реализации договоров строительного подряда) трудно переоценить, поскольку этот документ является решающим при установлении, например, недостачи того или иного элемента поставки.
Упаковочный лист находится на промежуточном уровне цифровизации, в основном используемый в транзакции B2B с различными уровнями внедрения цифровых технологий.
Авторы исследования объясняют это тем, что использование этого документа важно для указанных участников международных сделок именно на стадии реализации контрактов.
Отсутствие конкретных номеров использования и указание на то, что можно использовать любую платформу для обмена данными B2B предлагаем гибкую, но неопределенный уровень внедрения цифровых технологий. Отсутствие частных или публичных правовых требований для документа B2B указывает на его использование больше обусловлен потребностями отрасли, чем соблюдением нормативных требований.
В качестве выводов исследования приводятся следующие рекомендации:
- поощрять более широкое внедрение в отрасли стандартизированных моделей данных, таких как UN/CEFACT BSP-RDM для повышения согласованности и совместимости в транзакциях B2B, а также использование ISO15459 для идентификации содержащихся предметов торговли в упаковочных листах;
- разработка конкретных цифровых платформ, адаптированных к Упаковочному листу, что позволит оптимизировать процессы и улучшить эффективность;
- интеграция с цепочкой поставок Документы, что направлено на улучшение общей эффективности логистики и транспортных процессов.
Морской Коносамент
О значении электронного коносамента свидетельствует тот факт, что еще 29 июня 1990 г. Международным морским комитетом были приняты Правила ММК для электронных коносаментов (CMI Rules for Electronic Bills of Lading) [11].
Хотя прошло 34 года, Коносамент находится на промежуточном уровне цифровизации. Заинтересованные международные организации: Балтийский и международный морской совет - Baltic and International Maritime Council, BIMCO, Ассоциация цифрового контейнерного судоходства - Digital Container Shipping Association (DCSA), Международная федерация экспедиторских ассоциаций – International Federation of Freight forwarders associations, ФИАТА привели свои стандарты в соответствие с ООН/CEFACT и MMT-RDM. Однако внедрение оцифрованного коносамента ограничено из-за сложившейся деловой практики представления товарораспорядительного документа банкам, контрагентам, использования коносамента при перепродаже товара в пути, и также вследствие правовой неопределенности использования коносамента в различных юрисдикциях
Авианакладная
Авианакладная находится на продвинутой стадии разработки цифровизации (ежегодно оформляется 45 млн авианакладных). Об этом свидетельствует высокий уровень внедрения электронных авианакладных (e-AWB) и продолжающийся переход на стандарт IATA ONE Record. Важное значение имеет Конвенция ИКАО об унификации некоторых правил для международных воздушных перевозок (Монреаль Конвенция 1999 г., в июне 2017 г. ратифицирована Российской Федерацией), в ст. 4.2 зафиксировано, что «вместо авиагрузовой накладной могут использоваться любые другие средства, сохраняющие запись о предстоящей перевозке». Отраслевая реализация обычно определяется резолюциями и инициативами ИАТА, например, инициатива IATA ONE Record и дальнейшее использование сообщений IATA Cargo-XML демонстрируют приверженность цифровым технологиям стандартизации. Обработка электронных AWB через системы грузового сообщества (CCS) и интеграция электронных AWB в ООН/Справочник СЕФАКТ по ​​мультимодальным перевозкам Модель данных (MMT-RDM) свидетельствует о расширенном использовании платформы.
14 марта 2024 г. Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) объявила о запуске Хартии лидерства в области цифровизации IATA имеет целью ускорение процесса цифровизации отрасли авиаперевозок. С этой целью в Хартии изложены Руководящие принципы цифрового лидерства: разработка единой и совместной цифровой стратегии, повышение организационной устойчивости, стремление к устойчивой цифровизации, этичное использование новых технологий [12].
Железнодорожная накладная ЦИМ (CIM)
Железнодорожная накладная находится на промежуточном этапе цифровизации. Хотя документ обеспечивает правовую основу для электронного примечания, но это редко используется в международном железнодорожном транспорте. Руководство CIM по ж/д накладной рекомендует как бумажные, так и электронные заметки. Поэтому авторы предлагают оптимизировать имеющиеся стандарты Межправительственной организации по международным железнодорожным перевозкам – OTIF, в которую входит 47 государств, включая Российскую Федерацию.
Автодорожная накладная CMR
20 февраля 2008 г. принят Дополнительный протокол к Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ), касающийся электронной накладной [13]. Согласно ст. 2 данного документа, электронная накладная, соответствующая настоящему Протоколу, считается равноценной накладной, предусмотренной в Конвенции, и на этом основании обладает такой же доказательной силой и влечет за собой такие же последствия, что и накладная.
Как отмечают авторы исследования, Центр ООН по Упрощению Процедур Торговли и Электронным Деловым Операциям (СЕФАКТ ООН) разработал бизнес-требования спецификация, основной компонент e-CMR структура сообщения и XML-сообщение стандарт. По их мнению, увеличение внедрения цифровых технологий может быть реализовано через гармонизированные правила для обмена данными с государственными органами и посредством стандартизированной цифровой записи передача грузов.
Документ страхования груза (страховой полис)
Документы по страхованию грузов находятся на ранней стадии цифровизации. Они выпускаются различными страховыми организациями по всему миру в формате PDF или бумажном формате, действующими на основании национальных законов. Международные конвенции или иные документы в сфере страхования отсутствуют, что тормозит цифровизацию.
В 1990-х годы были предложены функциональные сообщения «Сертификат страхования» и «Уведомление о грузоперевозке для страхования», основанные на сообщениях ООН/Электронного обмена данными для управления, торговли и транспорта (UN/EDIFACT) (IFTMCA). Однако эти документы не получили широкого распространения. В 2022 г. был стандарт для структурированных страховых данных, впервые предложенный Ассоциацией данных по страхованию грузов (CIDA).
Предложения авторов исследования включают разработку специализированных платформ для страхования грузов, продвижение стандартов структурированных данных, более широкое использование стандарта данных CIDA.
Нами приведены наиболее актуальные разделы международного товарооборота с точки зрения его цифровизации. С иными разделами и рекомендациями составителей документа читатель может ознакомиться на сайте ICC, указанном в сноске [9].
Заключение. Таким образом, можно констатировать не только интерес международного сообщества к цифровизации документов, оформляемых в международной торговле, но и о разработке Международной торговой палатой интереснейшего документа, который может быть использован отечественными участниками внешнеэкономической деятельности, а также организациями, занимающимися вопросами цифровизации внешнеторговых и иных документов.