Пандемия COVID-19 вынудила компании во всем мире быстро меняться: более половины переместили большую часть своих операций в онлайн, а две трети планируют усилить контроль над своими цепочками поставок посредством диджитализации, диверсификации и расширения внутрирегиональной торговли.

Пандемия COVID-19 вынудила компании во всем мире быстро меняться: более половины переместили большую часть своих операций в онлайн, а две трети планируют усилить контроль над своими цепочками поставок посредством диджитализации, диверсификации и расширения внутрирегиональной торговли. Это следует из ежегодного отчета Navigator, опубликованного HSBC.
Фирмы быстро отреагировали на пандемию: 63% изменили свою деятельность и 44% адаптировали свои продукты и услуги либо путем диверсификации, либо путем сокращения предложения, чтобы стать более специализированными, говорится в отчете.
Однако влияние COVID-19, которое, по прогнозам Всемирного банка, приведет к сокращению мирового ВВП на 5,2% в этом году, заставило многих предпринимателей искать новые способы ведения бизнеса, чтобы сделать его более устойчивым, в том числе, в плане получения доступа к финансам и ключевым торговым рынкам, а также экспорта товаров и услуг.
Согласно опросу, переход к диджитализации работы во время периода карантинных мер выявил недостатки в планировании действий в чрезвычайных ситуациях, причем три из пяти предприятий заявили, что в течение последних двух лет они отдавали предпочтение инвестициям в технологии для повышения эксплуатационной устойчивости. Однако, несмотря на слабое планирование в области технологий, более 80% руководителей считают, что их отношения с клиентами, сотрудниками и партнерами по цепочке поставок улучшились по итогам пандемии.
Отчет показывает, что наибольшими препятствиями для устойчивости бизнеса в течение следующих шести месяцев окажутся моральный дух сотрудников, проблемы с денежными потоками, обучение работников новым процессам и стоимость оборотного капитала.
Чуть более четверти предприятий считают, что формирование культуры найма и удержания персонала будет иметь ключевое значение для подготовки к периоду неопределенности.
Когда речь заходит о глобальных цепочках поставок, которые были сильно нарушены национальными и транспортными ограничениями, в отчете указывается ряд изменений, которые компании ожидают внести в свои цепочки поставок в ближайшие несколько лет, стремясь повысить безопасность и прозрачность.
В отчете указано, что две трети предприятий стремятся тщательнее контролировать свои цепочки поставок и делают больший упор на устойчивость поставщиков, поэтому цепочки поставок, скорее всего, будут преобразованы и диверсифицированы, а не восстановлены до состояния до пандемии.
Также предприятия собираются переходить на диджитализацию большего числа процессов в цепочках поставок и создавать структурированные, долгосрочные решения для мер, применяемых во время пандемии, по возможности отказываясь от “бумажных” процессов и повышая эффективность. Они также будут стремиться к внедрению экологически безопасных методов работы и, поскольку во время пандемии глобальные поставки задерживались во многих местах из-за замедления или прекращения логистической инфраструктуры, увеличивать объемы внутрирегиональной торговли.
Как отмечалось в прошлогоднем отчете Navigator, экологическая стратегия стала необходимостью для бизнеса во всем мире. Этот акцент на устойчивости остался по-прежнему актуальным или даже более важным для 65% предприятий, опрошенных в этом году. Потребность в более устойчивой бизнес-модели во многом определяется потребителями, государственными нормативными актами и работниками (рисунок 3).
«Содействие устойчивому развитию является ключевой причиной изменений в цепочках поставок. Половина компаний, внедряющих изменения, ссылаются на экологически сознательных или этически мотивированных потребителей как на ключевой фактор», — говорится в отчете.
Источник: GTR