23 августа 2022 состоялся круглый стол «Международный арбитраж в условиях санкций: оплата сбора, выбор арбитра, арбитражная оговорка для новых договоров», организатором которого выступила ICC Russia (Российский национальный комитет Международной торговой палаты – Всемирной организации бизнеса).
В мероприятии приняли участие более 60 человек, включая представителей юридических фирм, компаний – экспортеров и импортеров, банков и общественных организаций.
В качестве спикеров выступили:
- Ирина Чеботарева, Партнер, K&P.Law
- Василий Кузнецов, Управляющий партнер, юридическая фирма «Кузнецов, Марисин и партнеры»
- Степан Гузей, Партнер, юридическая фирма Lidings
- Евгений Ращевский, Партнер, Соруководитель практики международных арбитражных и судебных споров, АБ ЕПАМ
- Анна Заброцкая, Партнер, адвокат и руководитель практики «Разрешение споров», Адвокатское бюро Nordic Star
- Татьяна Жандарова, Начальник Управления правового обеспечения корпоративного кредитования и расчетов юридических лиц, Юридический департамент, ПАО «МОСКОВСКИЙ КРЕДИТНЫЙ БАНК»
- Кирилл Струнников, Директор департамента международной практики, ОК РУСАЛ
- Вадим Чубаров, Вице-президент Торгово-промышленной палаты Российской Федерации
- Алексей Костин, Председатель МКАС и МАК при Торгово-промышленной палате Российской Федерации
- Константин Кроль, Партнер, Руководитель практики корпоративного права и M&A, Dentons Russia
- Роман Зыков, Старший партнер, Mansors
- Максим Кульков, Управляющий партнер, юридическая фирма «Кульков, Колотилов и партнеры»
Мероприятие открыла Татьяна Монэгэн, Генеральный секретарь ICC Russia, которая также анонсировала новый проект – Реестр рекомендованных экспертов ICC Russia по торговому финансированию, международному контракту и ВЭД.
В ходе работы круглого стола активно обсуждались такие вопросы, как санкционные ограничения для участников арбитражных процессов, арбитражная оговорка для новых договоров, вопросы оплаты арбитражного сбора, гарантии и резервные аккредитивы как способ обеспечения исполнения обязательств по оплате арбитражного сбора, возможные основания для отвода арбитров в текущей ситуации, споры, связанные с приостановкой или расторжением договоров из-за санкций, выбор арбитра и формирование трибунала и в целом настоящее и будущее международного арбитража.
Как справедливо отметил партнер юридической фирмы Dentons Константин Кроль, ничего нового в сложившейся ситуации нет. Просто раньше под огнем морального порицания рисковали оказаться юристы, представляющие определенные категории клиентов или консультирующие по определенному типу дел. А сейчас за основу взят национальный принцип, вот адвокаты и боятся подвергнуться остракизму за исполнение своих профессиональных обязанностей.
Константин напомнил, что в последние годы под ударом критики находятся, к примеру, энергетические компании и весь нефтегазовый сектор - за якобы причиняемый окружающей среде вред. Представляющие их юридические компании подвергаются жесткой критике за представление их интересов, возникают риски для репутации адвокатов, а в случае громкого дела и до бойкота может дойти. Бойкота юрфирмы, разумеется. При этом критики с удовольствием продолжают пользоваться всеми благами цивилизации, обеспеченными деятельностью таких «нехороших» компаний.
Аналогичная ситуация с делами о защите чести и достоинства лиц, обвиненных в домогательствах (так называемые defamation suits). По этой категории работают далеко не все фирмы, поскольку тема считается токсичной и постоянно подогревается в соцсетях (#metoo и пр.). При этом никто из бойкотирующих в детали дела, естественно, не вдаётся - как минимум, потому что не обладает полнотой информации. Список можно продолжать – в зоне риска налоговые консультанты, адвокаты по разводам и т. д.
Что важно в этой ситуации для российского бизнеса?
В западной культуре возник охотно эксплуатируемый политиками четкий и эффективный механизм управления общественным мнением, базирующийся на вирусных бойкот-кампаниях (так называемая cancel culture), обычно с использованием социальных сетей.
Cancel culture позволяет обвинить и вынести общественный приговор без какого-либо суда и права ответчика (обвиняемого) на защиту. И против нее не рискнет сегодня пойти даже крупная и авторитетная юридическая фирма. При том что для многих отдельно взятых западных юристов принцип доступа к правосудию по-прежнему незыблем, а техники манипуляции общественным сознанием - просты и очевидны.