Maersk и IBM ввели в действие первую глобальную торговую платформу на блокчейне под названием TradeLens, объединившую 92 организации-участника со всего мира.
В ходе 12-месячного этапа тестирования было проведено более 154 млн операций на блокчейне по грузовым перевозкам. TradeLens будет полностью доступен для коммерческих транзакций к концу года. Этот срок связан с пересмотром модели партнерства между IBM и Maersk из-за опасений игроков рынка по поводу «слишком сильного контроля Maersk».
TradeLens основан совместно Maersk и IBM. Эта платформа ставит целью продвижение более эффективной и безопасной глобальной торговли. Она связывает все стороны торговой экосистемы и дает им возможность эффективно взаимодействовать и иметь доступ к данным о перевозках в режиме реального времени.
Платформа также предоставит участникам возможность обмениваться торговой документацией в цифровом формате – от упаковочных листов и инструкций по погрузке до коносаментов и сертификатов происхождения, при наличии безопасного неизменяемого аудиторского следа. Модуль торговых документов ClearWay позволит автоматизировать многие бизнес-процессы, такие как импортная и экспортная очистка: смарт-контракты гарантируют, что все требуемые разрешения есть в наличии. Платформа также даст возможность интеграции с интернетом вещей (IoT) и сенсорными данными для проведения температурного контроля и взвешивания контейнера.
Maersk и IBM уверены, что система на основе блокчейна значительно увеличит эффективность перевозок. Сейчас в индустрии преобладают ручные, затратные по времени, «бумажные» процессы. Во время испытаний платформа помогла сократить транзитное время перевозок в США на 40% и уменьшить расходы на тысячи долларов.
Среди 92 уже участвующих организаций порты и терминальные операторы, морские судоходные линии, таможенные органы, экспедиторы и логистические компании.
Хотя о формальном запуске объявлено только сейчас, около половины участников уже пользуются платформой. В течение последних 12 месяцев, когда пользователи тестировали бета-версию платформы, более 154 млн грузовых операций были фактически проведены через нее: это обмен данными, такими как время прибытия судна и поступление контейнера, а также обмен документами. В IBM утверждают, что количество таких данных уже приблизилось к 1 млн операций в день.
«Банки пока не участвуют в проекте, однако они «в нашей дорожной карте», - говорит Марвин Эрлдли, глобальный лидер по диджитализации торговли в IBM Blockchain. В разговоре с GTR он отметил, что проект, по всей вероятности, начнет проводить пилотные сделки с финансовыми институтами в следующем году. «В настоящее время мы проводим обсуждения и практикумы со многими финансовыми институтами и в части торгового финансирования, и в части торгового страхования. Мы будем продолжать эту работу и к 2019 году определим потребности в данной сфере», - заявил он.
Основная идея заключается в том, что банки при проведении сделок торгового финансирования смогут получить большую прозрачность ключевых событий, влияющих на финансирование, а также цифровые документы, необходимые для проведения транзакции. Это даст им возможность освободить больше капитала для других заимствований.
Не совместное предприятие
Эрлдли подчеркнул, что TradeLens не является решением только для Maersk, а предлагает платформу для всей индустрии.
Поэтому IBM и Maersk приняли решение уйти от изначального плана создать совместное предприятие и коммерциализировать платформу, как это было объявлено в январе. Maersk должен был получить в собственность 51% компании. Однако это заявление подверглось критике, в частности, со стороны крупнейших конкурентов Maersk. Они отвергли идею присоединения к проекту, который вообще не контролируется индустрией.
«Некоторые были озабочены слишком сильным контролем со стороны Maersk», - говорит Эрлдли. – «Нужна нейтральная платформа. Это не платформа Maersk, это платформа индустрии, которая должна быть принята индустрией. Мы объявили о том, что собираемся создать совместное предприятие, и получили большое количество комментариев от участников экосистемы. Мы также ощутили сопротивление со стороны других перевозчиков, которые заявили, что такое совместное предприятие не может распространиться на всю индустрию, и это не лучшая модель. Мы восприняли эти комментарии очень серьезно».
Тогда стороны решили расширить существующую модель сотрудничества так, чтобы другие участники могли стать членами платформы путем заключения соглашений с IBM или Maersk.
«Это действительно лучше для более широкого распространения», - добавил Эрлдли. Хотя AP Moller Maersk и IBM будут продолжать инвестировать в развитие платформы, Maersk Line будет таким же участником на тех же условиях, как и любая другая компания.
Пока IBM и Maersk назвали только двух морских перевозчиков – участников решения: Pacific International Lines (PIL) и Hamburg Süd. Но, по словам Эрлдли, стороны находятся в процессе «активного обсуждения» с конкурирующими судоходными линиями и «очень оптимистичны» в части скорейшего присоединения других игроков рынка.
«Сеть важна так же, как и сам по себе программный продукт», - объяснил Эрлдли. – «Платформа повысит свою ценность, как только мы добавим сеть участников. Наиболее критичным для нас является участие других морских перевозчиков».
На сегодняшний день сеть TradeLens включает более 20 портов и операторов терминалов, включая PSA Singapore и APM Terminals, большое количество грузовладельцев, экспедиторов, транспортных и логистических компаний, а также таможенные органы Нидерландов, Саудовской Аравии, Сингапура, Австралии и Перу.
После коммерческого запуска, который планируется к концу года, участники смогут получить доступ к платформе на основе подписки. TradeLens также разместит «маркетплейс приложений», где участники будут иметь возможность сами разрабатывать и предлагать дополнительные сервисы и приложения.
Источник: GTR