13 сентября 2022 года Европарламент поддержал резолюцию «Ответственное частное финансирование судебных разбирательств», регулирующую финансирование третьими лицами (TPFs). Если проект в его нынешнем виде будет принят в качестве директивы, то он будет регулировать финансирование судебных процессов третьими лицами в ЕС.
Что такое финансирование третьими лицами?
Этот тип финансирования подразумевает, что не связанный со спором, как правило, частный коммерческий фонд соглашается финансировать все или часть затрат на судебные процессы в обмен на определенную долю от любых выплат по решению суда (и/или умноженной суммы оплаченных затрат), в случае выигрыша дела.
Хотя финансирование третьими лицами пока редко используется в судебных разбирательствах в странах-членах ЕС, его применение растет. Вероятно, оно будет использоваться для финансирования большинства коллективных исков в соответствии с новой Директивой ЕС о представительских действиях. Финансирование более распространено в международных арбитражных разбирательствах на территории ЕС.
Принятый проект директивы предусматривает установление общих минимальных стандартов для TPFs в ЕС, повышение прозрачности, справедливости и нормативного надзора. Директива также распространяется на арбитраж и другие способы альтернативного разрешения споров на территории ЕС, независимо от того, где находится финансирующий орган.
Проект резолюции предлагает:
• Создание независимого органа государственного контроля, который будет ответственен за авторизацию TPFs и мониторинг их деятельности;
• Совместная ответственность TPFs и заявителей за выплату любых неудачных затрат, которые могут быть предъявлены к финансируемым процессам (неясно, как это будет применяться к международному арбитражу);
• Ежегодное демонстрирование TPFs достаточных финансовых ресурсов для осуществления своей деятельности;
• Фидуциарные обязательства TPFs перед заявителем, которого они финансируют;
• Обязательное раскрытие информации о стороннем финансировании;
• Написание соглашения о стороннем финансировании на официальном языке государства-члена, в котором истец и намеченные получатели проживают;
• Ограничение доли возмещения расходов TPFs до максимального значения в 40% от суммы возмещения убытков.
Дмитрий Кайсин, Партнер юридической фирмы «Рыбалкин, Горцунян, Дякин и Партнеры», прокомментировал: «Данная инициатива от 13 сентября 2022 г. встретила шквал критики, в особенности со стороны фандеров, которые недовольны чрезмерным вмешательством в регулирование рынка финансирования судебных и третейских разбирательств. В отличие от Сингапура, Гонконга и Нигерии, где приняты соответствующие законы, европейский парламент предлагает установить общее правило, согласно которому предельный размер вознаграждения фандера не может превышать 40% от присужденных составом арбитража сумм».