Данные нового отчета Международной торговой палаты ICC Trade Register в очередной раз подтвердили низкорисковую природу инструментов торгового финансирования. Как повлияет пандемия COVID-19 на профиль риска этих продуктов? Какие глобальные тенденции оказывают воздействие на риски торгового финансирования? Что показывают данные отчета по уровням дефолтов в отношении коэффициента кредитной конверсии, используемого в стандартизированном подходе и IRB-подходе оценке риска?
В разгар глобального экономического кризиса 2007–2009 гг. Международная торговая палата — Всемирная организация бизнеса (ICC) запустила проект ICC Trade Register. Его целью было показать регуляторам, что инструменты торгового финансирования по своей природе имеют низкий риск и приравнивать их к другим активам в части нагрузки на капитал не имеет смысла. Начиная с 2008 г. ICC Trade Register предоставляет участникам рынка ежегодно обновляемые данные по торговому и экспортному финансированию и финансированию цепочек поставок (SCF). Эти данные успешно используются банками для ежегодного анализа факторов кредитного риска калибровки модели оценки рисков торгового финансирования.
В мае 2020 г. вышла 11-я публикация отчета ICC Trade Register с данными за 2019 г. ICC Trade Register 2019 в очередной раз подтвердил благоприятный профиль риска продуктов торгового финансирования. При этом во время подготовки отчета произошли непредвиденные события — распространение COVID-19.
Риски торгового финансирования: новая реальность
Замедление мировой торговли, будь то из-за COVID-19 или вследствие воздействия других факторов, всегда снижает уровень использования торгового финансирования. Однако уменьшение доходов от финансирования торговли вряд ли будет строго пропорционально падению объемов торговли. Это связано с тем, что зависимость торгового финансирования и общего объема торговли имеет тенденцию к антицикличности. Неопределенность, возникающая в сложных экономических условиях, заставляет импортеров и экспортеров более охотно платить за снижение рисков, обеспечиваемое аккредитивами и банковскими гарантиями, а они, как правило, имеют более высокую маржу, чем торговля по открытому счету.Эта тенденция четко прослеживается в отчете ICC Trade Register за 2019 г. Эксперты разработали три сценария развития событий на фоне пандемии. В пессимистичном сценарии ожидается, что объем документарной торговли вырастет с 54% общего объема торгового финансирования в 2019 г. до 59% в 2020 г. Однако абсолютного снижения доходов от финансирования торговли не избежать: даже в лучшем случае доходы банков могут упасть с $46 млрд в 2019 г. до $40 млрд в 2020 г.
Снижение доходов вряд ли будет единственным эффектом COVID-19 для торгового финансирования. В краткосрочной перспективе снижение потребительского спроса и нарушение цепочек поставок, скорее всего, приведут к повышению уровня дефолтов. Однако о том, как COVID-19 повлиял на профиль риска торгового финансирования, можно будет судить только в следующем году, когда выйдет ICC Trade Register за 2020 г. Эксперты, участвовавшие в подготовке отчета, указывают на то, что по мере восстановления экономик после кризиса COVID-19 те тенденции, которые начали менять риски торгового финансирования в последнее время, также восстановятся. В их числе:
— цифровые технологии;
— торговые трения между США и Китаем;
— климатический риск.
Переход к цифровым технологиям меняет природу рисков
Цифровые технологии уже помогли банкам снизить риски, связанные с финансированием торговли. Очевидно, что с их помощью значительно увеличен объем данных, доступных для оценки кредитоспособности, они повышают скорость и точность проверки клиента и его деятельности в части ПОД/ФТ и проведения процедур KYC, и уменьшают вероятность человеческой ошибки.Технологии, дающие возможность изменить процессы торгового финансирования, например использование блокчейна, электронных документов и подписей, в то же время создают новые виды операционного риска. Отказ систем может остановить работу и нанести значительный ущерб репутации, а в торговом финансировании такие сбои воздействуют и на цепочки поставок, охватывающие несколько стран. Кроме того, цифровые операции привлекают внимание киберпреступников. И наконец, чем больше субъективных суждений закладывается в модели машинного обучения, тем выше риск того, что сами модели делают «человеческие» ошибки, например дают ложноотрицательные результаты при проверке санкций. Это может иметь существенные последствия с точки зрения операционных потерь и штрафных санкций.
Таким образом, переход к цифровым технологиям меняет природу рисков, с которыми сталкиваются банки, ведущие деятельность в области торгового финансирования, и создает операционный риск второго порядка, заключающийся в недостаточно быстрой адаптации практики риск-менеджмента.
Противостояние между США и Китаем
В 2018 г. правительство США ввело импортные тарифы на ряд потребительских и промышленных товаров. Вместе с симметричным ответом со стороны китайских властей это привело к снижению объемов мировой торговли в 2019 г. Во многих секторах объем поставок товаров, импортируемых и экспортируемых между Китаем и США, в стоимостном выражении снизился на 20%. С учетом того, что это две крупнейшие экономики в мире, такое сокращение торговли между ними существенно снижает совокупный объем мировой торговли.В 2019 г. с подписанием первого этапа сделки появились обнадеживающие признаки. Однако эта сделка не отменила наложенные США тарифы на китайские товары в размере $370 млрд, она просто задержала запланированное введение дополнительных тарифов на $60 млрд. Эксперты полагают, что какое-либо серьезное снижение торговой напряженности между США и Китаем в ближайшем будущем маловероятно.
Климатический риск
Компании, чья деятельность способствует выбросам парниковых газов, все чаще подвергаются государственному вмешательству. Например, Европейская комиссия рассматривает вопрос о введении пограничного налога на выбросы углерода, направленного на то, чтобы заставить европейских импортеров платить за выбросы CO2, возникающие при иностранном производстве товара, который они покупают. Запланированное на 2021 г. введение этого налога может быть отложено, но принятие в ближайшие годы некоторых мер в этом направлении весьма вероятно.Такой налог будет стимулировать европейских импортеров искать альтернативу существующим поставщикам с высоким уровнем выбросов, что приведет к изменению глобальных цепочек поставок и международных торговых потоков. Это скажется на международной торговле, так как налог не будет применяться к компаниям в пределах ЕС, следовательно, они станут привилегированными поставщиками.
Другие страны также принимают меры с аналогичной «зеленой» мотивацией либо ответные меры против того, что они считают дискриминационным торговым барьером. Налог может применяться и к перевозке, которая способствует выбросам. Это повысит ее стоимость и снова даст преимущество местным или «прибрежным» поставщикам.
В этих новых условиях финансовые показатели компаний с высоким уровнем выбросов, вероятно, ухудшатся, и банкам придется учитывать это при оценке кредитоспособности, а также принимать во внимание экологические характеристики своих клиентов: регуляторы, акционеры и потребители все чаще не одобряют не только экологически вредные компании, но и фирмы, которые их финансируют.
Продукты торгового финансирования: по-прежнему низкий риск
ICC Trade Register представляет данные 2018–2019 гг. по 24 млн транзакций на сумму около $15 трлн по четырем продуктам торгового финансирования:— импортным аккредитивам;
— экспортным аккредитивам;
— краткосрочным импортным и экспортным кредитам;
— гарантиям исполнения (включая резервные аккредитивы).
Эти данные были использованы для проведения детального анализа характеристик кредитного риска названных продуктов. Выводы ICC Trade Register 2019 г. подкрепляют результаты предыдущих лет: продуктам торгового финансирования присущ низкий уровень кредитного риска для банков. Данные ICC за 2008–2018 гг. четко демонстрируют низкий уровень дефолтов по продуктам торгового финансирования во всех географических регионах и по всем типам продуктов.
Уровень дефолтов, взвешенный по заемщику, по транзакциям и по риску
Взвешенный по заемщику уровень дефолтов за последние десять лет составляет 0,36% для импортных аккредитивов, 0,04% для экспортных аккредитивов, 0,73% для импортных и экспортных кредитов и 0,45% для гарантий исполнения. По экспортным аккредитивам, импортным/экспортным кредитам и гарантиям исполнения уровень дефолтов в 2018 г. был в целом таким же, как в предыдущем году. По импортным аккредитивам наблюдался заметный рост взвешенного по транзакциям уровня дефолтов, обусловленный в основном крупным дефолтом в Азиатско-Тихоокеанском регионе (APAC).В то время как взвешенный по заемщику уровень дефолтов является официальным средством измерения уровня дефолтов по методологии Базеля, в ICC Trade Register показаны уровни дефолтов, взвешенные по транзакциям, поскольку в данном контексте они больше подходят для оценки профиля кредитного риска торгового и экспортного финансирования. Взвешенный по заемщику уровень дефолтов лучше всего исследован на уровне клиента. Однако на уровне всего портфеля этот показатель, как правило, отклоняется в сторону профиля риска МСП, характеризующегося большим количеством сделок с небольшим объемом финансирования, а не крупных корпораций (небольшое количество сделок с высокой стоимостью). То же самое относится к транзакциям. По этой причине наиболее сбалансированным способом оценки всего портфеля является взвешенный по риску уровень дефолтов.
В 2008–2018 гг. уровень потерь при дефолте (LGD) составил 29,9% для импортных аккредитивов, 36,3% для экспортных аккредитивов и 37,7% для импортных/экспортных кредитов. Для гарантий исполнения LGD составляет 52,3%, но на практике это 2,2%, если учитывать низкий уровень выставления требований, то есть количество случаев, когда требование по гарантии было оплачено.
Срок возврата по продуктам торгового финансирования гораздо меньше по сравнению с другими классами активов. Например, срок возврата по импортным аккредитивам составляет в среднем шесть месяцев и всего два месяца для гарантий исполнения. Для сравнения: по другим классам активов это более чем один год.
Ожидаемые потери и коэффициент кредитной конверсии
Низкие LGD и уровень дефолтов приводят к низким взвешенным по риску ожидаемым потерям для продуктов торгового финансирования: 0,02% по импортным аккредитивам, 0,01% по экспортным аккредитивам, 0,07% по импортным/экспортным кредитам и 0,01% по гарантиям исполнения. Эти показатели похожи на результаты, полученные в 2017 г.Аналогично ожидаемые потери, взвешенные по должникам, отражают данные прошлых лет: 0,11% по импортным аккредитивам, 0,02% по экспортным аккредитивам, 0,28% по импортным/экспортным кредитам и 0,01% по гарантиям исполнения. Эти показатели выгодно отличаются от ожидаемых потерь, взвешенных по заемщику: 0,44% при кредитовании МСП, 0,07% по банкам и финансовым институтам и 0,16% по финансированию сделок с сырьевыми товарами.
Коэффициент кредитной конверсии (CCF) по аккредитивам и гарантиям исполнения установлен на уровне 20% и 50% в соответствии со стандартизированным подходом и подходом на основе внутренних рейтингов (IRB). Этот показатель отражает вероятность того, что внебалансовые продукты перейдут в разряд балансовых активов. На практике для аккредитива и гарантии в размере $100 и стандартизированный подход, и IRB-подход по умолчанию предполагают потери в размере в среднем $20 и $50 соответственно, но до какого-либо возмещения (например, продажи обеспечения).
Хотя LGD 29,9% примерно соответствует 20%-ный CCF применительно к аккредитивам, 2,2%-ный LGD по гарантиям исполнения значительно ниже, чем 50%-ный CCF, который банки обязаны применять в соответствии с действующим регулированием. Таким образом, исторические данные показывают, что есть веские основания для пересмотра и снижения CCF с целью лучшего соответствия профилю риска продукта.
Финансирование цепочек поставок
Прошлогоднее издание ICC Trade Register впервые представило анализ по финансированию цепочек поставок (SCF). В отчете 2019 г. еще раз проанализированы данные SCF, хотя и только в разрезе финансирования кредиторской задолженности. Сбор данных по SCF находится на ранней стадии, и это затрудняет получение каких-либо результатов. И хотя этих данных пока недостаточно для использования в финансовом моделировании, предварительные выводы заслуживают внимания.SCF и другие продукты для торговли по открытому счету приобретают все большее значение в торговом финансировании. В отчете прогнозируется, что рост доходов от торгового финансирования будет в значительной степени обусловлен ростом торговли по открытому счету, которая уже опередила документарную торговлю с точки зрения рисков.
Кроме того, регулирование SCF, наряду с его учетом и отчетностью, все еще развивается в постоянном диалоге между регуляторами и лидерами отрасли. В идеале это приведет к разработке и реализации регуляторных режимов, которые соответствуют характеристикам риска SCF, достигают целей регулирования и не приведут к неблагоприятным или неожиданным последствиям для соответствующих продуктов. Эти факторы подчеркивают необходимость понимания риска SCF, основанного на данных.
За последние два года ICC Trade Register собрал данные о 2,4 млн операций на общую сумму $133 млрд. Взвешенный по риску уровень дефолтов по SCF в 2018 г. составил 0,13%, увеличившись незначительно — с 0,11% в предыдущем году. Эта цифра сопоставима с показателем по другим продуктам торгового финансирования. Между тем взвешенный по заемщикам уровень дефолтов увеличился с 0,11 до 0,23% — ниже цифр по всем документарным продуктам торгового финансирования в отчете этого года, за исключением экспортных аккредитивов.
Учитывая относительно небольшой объем данных, сделать выводы о рисках SCF сложно: например, число дефолтов заемщиков в 2017 г. составило всего три, а в 2018 г. увеличилось до 10. В этом году в отчет также включены взвешенный по транзакциям уровень дефолтов для SCF, но опять-таки для сравнительно небольшой выборки. Уровень дефолтов, взвешенный по транзакциям, вырос до 0,01% в 2018 г. по сравнению с цифрой менее 0,01% в предыдущем.
Чтобы дать содержательные оценки по отрасли в целом, вероятно, потребуется три-пять лет. Кроме того, многие клиенты, особенно крупные корпорации, предпочитают распределять свои программы SCF по нескольким провайдерам, что повышает риск двойного учета. Это связано с тем, что дефолт одного заемщика может отображаться как дефолт в нескольких банках и без международных кодов идентификации юридического лица (LEI) невозможно определить, один ли это заемщик. Тем не менее, данные показывают, что вероятность дефолта по SCF сопоставима с этим показателем по традиционным продуктам торгового финансирования.