Касательно стратегической повестки по мобилизации финансов для людей, планеты и процветания
4 декабря 2019, Париж
Уважаемые министры финансов,
Касательно стратегической повестки по мобилизации финансов для людей, планеты и процветания
Я пишу от имени Международной торговой палаты («МТП») – организации, представляющей 45 миллионов компаний и предприятий по всему миру – с целью заручиться вашей поддержкой в части скоординированной глобальной политической повестки по мобилизации финансов в поддержку устойчивого развития и решительных действий по защите климата.
ICC заявляет о приверженности целям ООН в области устойчивого развития (ЦУР) и глубоко обеспокоена недавними данными, которые свидетельствуют о значительном, а в некоторых случаях увеличивающемся, разрыве в их реализации. Наша способность изменить этот тренд зависит от способности стран мобилизовать гораздо большее финансирование в таких областях, как чистая энергия, здравоохранение, образование и инфраструктура, нежели мы видим сегодня. Мы полностью осознаем, что для глобального сокращения этого разрыва в финансировании необходимо именно частное финансирование.
Мы подходим к этой проблеме со значительной долей оптимизма, особенно учитывая, что в последние годы на мировых финансовых рынках произошел заметный сдвиг в ответ на ЦУР и Парижское соглашение.
Факторы, связанные с устойчивым развитием, все больше учитываются при принятии инвестиционных решений целым рядом участников рынков капитала - все они располагают значительными финансовыми ресурсами и все чаще призывают правительства прилагать больше усилий для реального решения проблем реализации ЦУР и изменения климата. На этом фоне впечатляющими темпами ежегодно растут инновационные финансовые продукты, такие как зеленые облигации и другие инвестиционные инструменты с индексом устойчивости.
Однако, несмотря на позитивную динамику, доля задействованного для устойчивого финансирования частного капитала в общем объеме глобальных активов относительно ограничена. Хотя финансовые системы крайне неоднородны, это наблюдение в целом справедливо как для первичных, так и для вторичных рынков по всему миру. Одним словом, в данный момент устойчивое финансирование остается на глобальном рынке исключением из правил, в то время как люди и планета требуют, чтобы оно было нормой.
Хотя мы по-прежнему выступаем за развитие нормативно-правовой базы и моделей партнерства для интеграции устойчивого финансирования в существующую систему и для обеспечения зрелости рынков, необходимы также срочные пошаговые изменения. Мы считаем, что остается значительный потенциал использования рычагов государственной политики на национальном и международном уровнях для решительных мер по приведению финансовых потоков в соответствие c глобальными задачами в части устойчивого развития.
Правительства и регулирующие органы провели впечатляющую и согласованную работу по принятию мер по исправлению недостатков финансовой системы после финансового кризиса 2008 года. В настоящее время требуется сопоставимая десятилетняя программа действий, предполагающая достижение конкретных результатов. Это необходимо, чтобы дать финансовой системе возможность решать глобальные задачи в области устойчивого развития, прежде всего растущие климатические проблемы. Без этого резкое сокращение биоразнообразия, глобальное потепление и необратимые изменения в природных системах и структурах, от которых мы все зависим, приведут к негативным экономическим и социальным последствиям во всем мире, гораздо более серьезным, чем последствия финансового кризиса 2008 года.
Мы считаем, что при правильном политическом руководстве и сотрудничестве перераспределение частных финансов в соответствии с ЦУР и глобальными целями в области климата является не только необходимым, но и в конечном итоге достижимым. Такое перераспределение принесло бы всем значительную экономическую, социальную и экологическую выгоду.
В этом контексте мы хотели бы воспользоваться возможностью представить 10 потенциальных областей, изменение политики в которых окажет существенное влияние на то, как финансовые рынки служат нашему миру. Эти предложения основаны, в частности, на недавней работе Исследовательской группы по устойчивому финансированию G20, Сети экологизации финансовой системы (the Network for Greening the Financial System), на важнейших рекомендациях Комиссии по бизнесу и устойчивому развитию, а также на опыте крупных финансовых институтов и корпораций в рамках сети ICC. А именно:
1. Расширение мандатов центрального банка и регулятора:
Необходимо изучить возможности расширения концепции «финансовой стабильности» в мандатах центрального банка и других регулирующих органов с включением в нее рисков и целей, связанных с устойчивым развитием. Учитывая растущие риски изменения климата, экологической деградации и глобального неравенства для мировой экономики, цель финансовой стабильности больше не может быть отделена от императивов устойчивого развития.
2. Согласование пруденциального регулирования с рисками, связанными с устойчивостью:
Изучить целесообразность включения климатических рисков и других факторов устойчивости в институциональные политики управления рисками, например, на основе результатов деятельности Рабочей группы по раскрытию финансовой информации, связанной с изменением климата.
3. Создание финансовых таксономий, связанных с устойчивостью: Необходимо запустить процесс, обеспечивающий максимально возможную согласованность между различными таксономиями, разрабатываемыми для экологически и социально устойчивых инвестиционных активностей. Такая основа, если она достаточно надежна, практична и детально проработана, могла бы обеспечить сопоставимость внутри классов активов и дать стандартные определения, на основе которых можно осуществлять пруденциальные расчеты в рамках Базеля III / Solvency II. Это бы сделало возможным большую скоординированность системы обеспечения финансовой стабильности с целями Парижского соглашения ЦУР без увеличения общих требований к капиталу банков и страховщиков.
4. Интегрирование устойчивого развития в кредитные рейтинги и кредитное ценообразование: Необходимо изучить потенциал факторов устойчивого развития, которые следует учитывать при: (i) кредитном анализе и рассмотрении с постепенной интеграцией в системы кредитных рейтингов и оценки как корпоративного, так и суверенного долга; и (ii) кредитного ценообразования путем стимулирования процентных ставок и сборов, взимаемых с применением налогового рычага, в течение всего или части цикла финансирования.
5. Уточнение фидуциарных обязанностей: Необходимо установить четкие обязанности как для институциональных инвесторов, так и для управляющих активами в отношении: (i) их собственных факторов устойчивого развития; и (ii) любых инвестиционных рекомендаций, которые они предоставляют неинституциональным инвесторам.
6. Стандартизация раскрытия информации об устойчивом развитии: необходимо установить стандарты отчетности, связанной с устойчивым развитием, для решения проблемы растущей фрагментации рынка в рамках раскрытия информации об экологических, социальных и управленческих рисках (ЭСУ). Следует также активизировать усилия по ускорению процесса согласования показателей ЦУР и ЭСУ с целью обеспечения эффективной оценки социального и экологического воздействия и укрепления доверия общества.
7. Установление финансовых стандартов в области устойчивого развития для «переходных» проектов: Необходимо осуществлять деятельность по разработке механизмов и/или метрик для масштабирования финансирования пилотных промышленных проектов, направленных на минимизацию воздействия на окружающую среду традиционных промышленных секторов.
8. Расширение прав и возможностей потребителей: Необходимо, чтобы при оценке инвестиционных потребностей клиентов учитывались предпочтения в отношении устойчивого развития и была установлена простая маркировка «ЭКО» для устойчивых финансовых продуктов. Это может быть достигнуто путем привязки предпочтений в области устойчивого развития к уже существующим, юридически обязательным процедурам «знай своего клиента» в инвестиционном финансировании.
9. Работа со спящими активами: Опираясь на лучшие практики, существующие в ряде стран, необходимо создать инновационные схемы для возможности работы примерно со $100 млрд активов, которые находятся в «спящем» состоянии, характеризующемся утратой финансовыми институтами связи с бенефициарным владельцем. Там, где это применимо с точки зрения национального законодательства, такие активы могут быть направлены на проекты по реализации ЦУР на национальном или глобальном уровнях.
10. Продвижение устойчивых финансовых партнерств и активизация привлечения государственно-частных инвестиций: Посредством диалога и координации с соответствующими заинтересованными сторонами необходимо разработать стимулы для увеличения финансирования, связанного с устойчивостью деловых операций и цепочек создания стоимости. Кроме того, нужна работа по развитию инновационных государственно-частных партнерств (ГЧП), особенно учитывая, что ГЧП, как правило, показывает лучшие и более устойчивые результаты, чем финансируемые исключительно государством инициативы. Структурные факторы, препятствующие реализации таких инициатив, должны быть выявлены и устранены.
Все вместе и в сочетании с существующими добровольными усилиями финансовых институтов, мы считаем, что этот комплекс политических мер способен окончательно перенаправить финансовые потоки в сторону инвестиций, направленных на смягчение последствий и адаптацию, а также достижение ЦУР. Мы настоятельно призываем вас рассмотреть вопрос о том, как ваше правительство может продвигать эту повестку на глобальном уровне, в том числе через Организацию Объединенных Наций и Совет по финансовой стабильности, а также продумать соответствующие национальные меры в рамках существующей международной и региональной нормативно-правовой базы.
Мы выражаем готовность оказать любую дополнительную поддержку, которая будет полезна в этой связи, поскольку мы работаем над достижением общей цели по реализации потенциала Парижского соглашения и ЦУР.
Искренне Ваш,
Джон Дентон
Генеральный Секретарь