Размер шрифта
Цвет фона и шрифта
Изображения
Озвучивание текста
Обычная версия сайта
ICC Russia
Для бизнеса.
Для вас.
+7 (495) 720-50-80
+7 (495) 720-50-80
Заказать звонок
E-mail
iccoffice@iccwbo.ru

Адрес
121170, г. Москва, Кутузовский пр. 36, стр. 3
Режим работы
Пн. – Пт.: с 10:00 до 19:00
О нас
  • Об ICC Russia
  • История
  • Руководство
  • Реквизиты
  • Документы
Стать членом ICC Russia
Комиссии
  • Арбитражная комиссия
    • Порядок работы
    • Состав комиссии
    • Новости комиссии
    • Проекты
  • Банковская комиссия
    • Новости комиссии
    • Порядок работы
    • Состав комиссии
    • Секретариат
    • Правила, стандарты, рекомендации
  • Рабочая группа по трансграничным расчетам
    • Состав
    • Документы
    • Контакты
  • Комиссия по интеллектуальной собственности
    • Состав
    • Рабочая группа IP/IT
  • Комиссия по экономике изменения климата и устойчивому развитию
    • Состав
    • Новости комиссии
    • Документы
    • Контакты
  • Рабочая группа по вопросам психологии в международном арбитраже
    • Контакты
    • Состав
Мероприятия
  • Календарь мероприятий
  • Партнёрские мероприятия
  • Презентации
    • Рекомендации к созданию презентации
  • 2023
  • 2022
  • 2021
  • 2020
  • 2019
  • 2018
  • 2017
  • 2016
  • 2015
Реестр экспертов
ICC Store
Контакты
Для бизнеса.
Для вас.
Incoterms 2020
"/>
ICC Russia
  • О нас
    • Об ICC Russia
    • История
    • Руководство
    • Реквизиты
    • Документы
  • Стать членом ICC Russia
  • Комиссии
    • Арбитражная комиссия
      • Порядок работы
      • Состав комиссии
      • Новости комиссии
      • Проекты
    • Банковская комиссия
      • Новости комиссии
      • Порядок работы
      • Состав комиссии
      • Секретариат
      • Правила, стандарты, рекомендации
        • Формы банковских гарантий, рекомендованные Банковской комиссией ICC Russia
        • Рекомендации Банковской комиссии ICC
        • Сборники унифицированных правил, методические рекомендации и руководства.
        • Аналитические отчеты по исследованиям рынка
    • Рабочая группа по трансграничным расчетам
      • Состав
      • Документы
      • Контакты
    • Комиссия по интеллектуальной собственности
      • Состав
      • Рабочая группа IP/IT
    • Комиссия по экономике изменения климата и устойчивому развитию
      • Состав
      • Новости комиссии
      • Документы
      • Контакты
    • Рабочая группа по вопросам психологии в международном арбитраже
      • Контакты
      • Состав
  • Мероприятия
    • Календарь мероприятий
    • Партнёрские мероприятия
    • Презентации
      • Рекомендации к созданию презентации
    • 2023
    • 2022
    • 2021
    • 2020
    • 2019
    • 2018
    • 2017
    • 2016
    • 2015
  • Реестр экспертов
  • ICC Store
  • Контакты
+7 (495) 720-50-80
121170, г. Москва, Кутузовский пр. 36, стр. 3
ICC Russia
Телефоны
+7 (495) 720-50-80
ICC Russia
  • О нас
    • О нас
    • Об ICC Russia
    • История
    • Руководство
    • Реквизиты
    • Документы
  • Стать членом ICC Russia
  • Комиссии
    • Комиссии
    • Арбитражная комиссия
      • Арбитражная комиссия
      • Порядок работы
      • Состав комиссии
      • Новости комиссии
      • Проекты
    • Банковская комиссия
      • Банковская комиссия
      • Новости комиссии
      • Порядок работы
      • Состав комиссии
      • Секретариат
      • Правила, стандарты, рекомендации
        • Правила, стандарты, рекомендации
        • Формы банковских гарантий, рекомендованные Банковской комиссией ICC Russia
        • Рекомендации Банковской комиссии ICC
        • Сборники унифицированных правил, методические рекомендации и руководства.
        • Аналитические отчеты по исследованиям рынка
    • Рабочая группа по трансграничным расчетам
      • Рабочая группа по трансграничным расчетам
      • Состав
      • Документы
      • Контакты
    • Комиссия по интеллектуальной собственности
      • Комиссия по интеллектуальной собственности
      • Состав
      • Рабочая группа IP/IT
    • Комиссия по экономике изменения климата и устойчивому развитию
      • Комиссия по экономике изменения климата и устойчивому развитию
      • Состав
      • Новости комиссии
      • Документы
      • Контакты
    • Рабочая группа по вопросам психологии в международном арбитраже
      • Рабочая группа по вопросам психологии в международном арбитраже
      • Контакты
      • Состав
  • Мероприятия
    • Мероприятия
    • Календарь мероприятий
    • Партнёрские мероприятия
    • Презентации
      • Презентации
      • Рекомендации к созданию презентации
    • 2023
    • 2022
    • 2021
    • 2020
    • 2019
    • 2018
    • 2017
    • 2016
    • 2015
  • Реестр экспертов
  • ICC Store
  • Контакты
  • +7 (495) 720-50-80
    • Телефоны
    • +7 (495) 720-50-80
  • 121170, г. Москва, Кутузовский пр. 36, стр. 3
  • iccoffice@iccwbo.ru

  • Пн. – Пт.: с 10:00 до 19:00

Таможенный транзит

Главная
—
Блог
—
2016
— Таможенный транзит
11 мая 2016

Что такое таможенный транзит? Какие существуют условия таможенного транзита? Что входит в обязанности перевозчика? Как происходит обеспечение и завершение таможенного транзита? Какие существуют упрощенные схемы таможенного транзита?

ae2c7cc7d0bb9cf57d23e028af7934c0.jpg

Таможенный транзит, как определено в российском Таможенном Кодексе, может подразделяться на два вида:

- внутренний таможенный транзит (BBT);

- международный таможенный транзит (MTT).

Между этими видами существует определенные различия. BBT это таможенная процедура таможенного транзита, а MTT служит таможенным режимом. Причем последнее уже давно упразднено и не используется.

Что такое таможенный транзит

Трактовка термина таможенный транзит представлена 215 статьей ТК ТС. Под данной процедурой понимается перемещение товара иностранного производства под контролем таможни. Груз в этом случае может направляться, как в странах, входящих в Таможенный союз (ТС), так и в пределах государств, которые в него не входят. Она перемещается от таможни отправления к таможне получения. Тарифно-таможенные операции таможенного транзита используют исключительно мероприятия технического регулирования. Это обусловливает отсутствие платежей и ограничений.

В предыдущем варианте отечественного Таможенного Кодекса под таможенную процедуру таможенного транзита подпадала только продукция иностранного происхождения. Современные нормы допускают подобную процедуру для таких случаев:

1. Для перемещения продукции иностранного происхождения между отделениями таможни убытия и прибытия;

2. Для перемещения продукции иностранного происхождения между таможенными отделениями прибытия и таможней, которая находится внутри таможенной зоны;

3. Для перемещения продукции иностранного происхождения и товаров ТС от отделения таможни, которое размещено внутри таможенной зоны;

4. Для перемещения продукции иностранного происхождения между таможенными отделениями внутри таможенной зоны;

5. Для перемещения продукции ТС от таможенного отделения убытия до отделения прибытия, в ситуациях, когда перемещение происходит по территории страны, не входящей в ТС.

  • Международное торговое право: принципы и особенности

Какие существуют условия таможенного транзита

Помещение товаров под таможенную процедуру таможенного транзита может происходить, только если соблюдены следующие условия таможенного транзита:

- Продукция не запрещена к ввозу на территорию ТС или вывозу с этой территории;

- Предоставлена документация по соблюдению ограничений по перемещению продукции через границы таможни в тех случаях, когда подобное перемещение может осуществляться по такой документации;

- Ввозимый товар прошел пограничный досмотр и иные виды госконтроля в случаях, когда он должен проходить такие процедуры в пункте прибытия;

- Предоставлена соответствующим образом заполненная декларация таможенного транзита;

- По перемещаемому грузу в соответствии с 217 статьей ТК ТС приняты необходимые меры обеспечения таможенного транзита;

- Соблюдены предусмотренные 109 статьей ТК ТС требования по идентификации продукции;

- Транспорт, с помощью которого осуществляется перемещение продукции, оборудован с соблюдением международных стандартов (для случаев перемещения продукции «под пломбой»).

ФЗ № 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" от 08.01.1998 запрещает таможенный транзит через территорию России средств наркотического либо психотропного воздействия, а также их производных.

Дополнительные условия процедуры таможенного транзита могут устанавливаться законами РФ, а также международными соглашениями при участии РФ.

Как происходит обеспечение таможенного транзита

Отправной точкой данной процедуры служит разрешение на таможенный транзит, которое выдает орган таможни отправления. Под таким органом подразумевается таможенное отделение, на территории компетенции которого расположено место прибытия продукции в Таможенный Союз.

В компетенцию таможенного органа отправления входит принятие одной из перечисленных процедур, призванных обеспечить соответствие таможенного транзита существующим нормативным актам ТС (статья 217 ТК ТС). К таким процедурам относят:

- Принятие мер для того, чтобы были уплачены все таможенные платежи при транзите, предусмотренные главой 12 ТК ТС;

- Сопровождение и оформление таможенного транзита;

- Определение маршрута перемещения груза.

Обеспечение таможенного транзита с точки зрения получения предусмотренных платежей производится в соответствии со статьей 86 ТК ТС следующими способами:

1) Залогом товара или другого имущества;

2) Гарантией банка;

3) Внесением денежного залога на р/с в федеральном казначействе либо в кассу органа таможни;

4) С использованием процедур поручительства.

Получая разрешение на таможенный транзит, субъекты имеют право самостоятельно определить приемлемый вариант обеспечения уплаты предусмотренных платежей.

Существуют также ситуации, при которых не требуется обеспечение выплат таможенных платежей при транзите товара иностранного производства. В соответствии с пунктом 2 статьи 217 ТК ТС, это возможно, при таких условиях:

- Декларантом является таможенный перевозчик либо оператор, имеющий соответствующие полномочия;

- Продукт таможенного транзита перемещается железнодорожным транспортом, трубопроводами, ЛЭП или коммуникационными линиями;

- Такой порядок предусмотрен международными соглашениями;

- Перемещение товаров осуществляется с таможенным сопровождением;

- При соблюдении других условий, предусмотренных ТК ТС и соглашениями между странами Таможенного Союза.

Обеспечение таможенных выплат в процессе таможенного транзита определяется документом ГТК РФ от 9 декабря 2003 г. N 666-р (ред. от 29.03.2010) "Об утверждении Инструкции об особенностях применения таможенными органами обеспечения уплаты таможенных платежей при внутреннем и международном таможенном транзите" и Приказом ФТС РФ от 25.07.2008 N 917 (ред. от 21.10.2010) "Об использовании таможенными органами договоров поручительства, заключаемых в рамках генеральных договоров поручительства между ФТС России и поручителями, в качестве меры по обеспечению соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации при внутреннем и международном таможенном транзите".

  • Что такое коносамент: виды, формы, функции

Для чего необходимо таможенное сопровождение

Условия таможенного транзита предусматривают сопровождение транспорта, который перевозит товар по такой процедуре. Осуществляют сопровождение в соответствие со статьей 218 ТК ТС должностные лица таможни или представители других организаций, если это предусмотрено законами стран ТС для того, чтобы обеспечить соблюдение норм таможенного транзита.
Решение о необходимости сопровождения таможенного транзита принимается в следующих ситуациях:

- Если сопровождение определено системой управления рисками;

- При отсутствии или недостаточном обеспечении таможенных и других платежей на основании 12 главы 12 ТК ТС;

- Повторяющегося невыполнения обязательств по перевозке товара, предусмотренных таможенными процедурами перевозчиком, если такие случаи подтверждены постановлениями в отношении административных правонарушений и существуют случаи невыполнения таких постановлений;

- Если имеют место случаи неуплаты таможенных платежей в соответствии с 227 статьей Таможенного Кодекса ТС.

На основании третьего пункта 217 статьи ТК Таможенного Союза применение мер по установлению маршрута перемещения товаров таможенного транзита возможно исключительно в виде дополнения к другим мерам обеспечения условий данной операции в ситуациях, которые определены на базе существующей системы по управлению рисками. В таких случаях маршрут определяет орган таможенной службы, руководствуясь данными транспортной документации. Изменить маршрут можно только в случае получения разрешения от органа таможни отправления в письменной форме или от другого органа таможни, расположенного на маршруте.

Что входит в обязанности перевозчика при транзите

Обязанности перевозчика включают:

- Доставку груза и сопровождающей документации в пункт назначения в сроки и по маршруту определенным соответствующим таможенным органом (если маршрут определен);

- Обеспечение сохранности товара, целостности пломб и печатей таможни, а также других идентификационных средств, в случае их применения;

- Недопущение перегрузок, разгрузок и других аналогичных операций с перемещаемым товаром в соответствие с процедурами таможенного транзита. Кроме того, перевозчик не должен допускать замену транспорта на условиях таможенного транзита без согласования с органами таможни. Исключением могут быть случаи, описанные в 1 пункте 222 статьи Таможенного Кодекса ТС.

Ответственность по оплате таможенных платежей с перевозчика или экспедитора может быть снята, если перевозимый товар утерян, поврежден или уничтожен в результате аварийных ситуаций или воздействий непреодолимой силы, а также при убыли в результате обычных условий перемещения.

В соответствии с 226 статьей Таможенного Кодекса ТС при различных неблагоприятных ситуациях (аварии, стихийные бедствия и т.д.) перевозчиком должны быть предприняты адекватные меры по сохранению целостности и качества перемещаемых под таможенным транзитом товаров. Кроме того, в таких случаях перевозчик обязан немедленно известить таможенные органы о происшествии и местонахождении груза, после чего организовать его транспортировку к ближайшему органу таможни либо по адресу, который будет указан представителями таможенного органа. В свою очередь орган таможни при получении такой информации извещает о происшествии таможенные органы отправления и получения. При этом, затраты перевозчика по соблюдению вышеизложенного требования службы таможенного контроля не возмещают.

При существовании угрозы порчи груза, его утери либо других неблагоприятных факторов для перевозчика существует возможность по принятию решения относительно разгрузки перемещаемой продукции. При таком варианте действий он должен предоставить подтверждение обоснованности таких мер и их целесообразности в целях обеспечения сохранности транспорта и продукции.

Орган таможни на основании анализа аварийной или другой ситуации формирует заключение в трех экземплярах (один для перевозчика, а два других для таможни отправления и органа получившего такую информацию).

В чрезвычайных ситуациях подтверждением факта порчи/утери продукции можно считать акты организаций, компетенция которых определена законодательными нормативами РФ.

Допускается ли разгрузка и погрузка товара при процедуре таможенного транзита

Перегрузочные, разгрузочные и другие операции с перемещаемым по таможенному транзиту товару или замена используемого для этой цели транспорта могут выполняться при соответствующем разрешении таможни отправления или органа таможенной службы, на территории которого предполагается проведение таких операций. Исключением из этой нормы могут быть ситуации, при которых такие действия могут стать причиной утери груза либо существующие запреты на грузовые мероприятия, прописанные в сопровождающей документации или в документах, которые были выданы органами госконтроля.

При возможности выполнения разгрузочных (перегрузочных) мероприятий с сохранением целостности пломб или в ситуациях, когда такие пломбы не устанавливались, для их осуществления необходимо уведомить органы таможни письменно либо с использованием электронных средств коммуникаций. При соответствующем заявлении ответственного лица осуществление грузовых операций с товаром таможенного транзита может осуществляться независимо от времени работы органа таможни.

Как происходит завершение таможенного транзита

Статья 225 ТК ТС определяет завершение таможенной процедуры таможенного транзита как ситуацию, при которой перемещаемая продукция доставлена в пункт, определенный таможней отправления. Кроме того, срок таможенного транзита регулируется обязательством перевозчика по предоставлению органу таможни назначения декларации и другой документации. В частности это документы:

- На перемещаемую продукцию автотранспортом (не более чем через 60 минут после ее доставки в рабочее время таможни, а если прибытие произошло в нерабочее время, то в течение 120 минут после начала работы органа таможни);

- На продукцию, перемещаемую морским, воздушным или железнодорожным транспортом в течение временного промежутка, определенного технологией работы порта, аэровокзала или ЖД-станции, если другое не определено законодательными актами ТС.
Кроме того, по требованию органа таможни перевозчик должен предъявить товар.

Представители органа таможни на протяжении часа после предъявления документации перевозчиком производят ее регистрацию по форме, определенной законами стран-участниц ТС. Затем орган таможни получения не позже суток с момента регистрации документов на перемещаемый товар производит завершение таможенного транзита. Этот этап сопровождается соответствующей отметкой в таможенной декларации или документации, выполняющей ее функции.

Нормы, определяющие завершение таможенного транзита, описаны Комиссией ТС. Операции по перегрузке на другой транспорт продукции транзита в пункте прибытия для последующего вывоза из ТС могут выполняться с разрешения органа таможни. Отказ в предоставлении такого разрешения может быть получен, если погрузочные мероприятия несут угрозу порчи/утери товаров транзита.

  • Работа экспедиторов при международной перевозке

Таможенный транзит по упрощенной схеме от ICC

Для разработки рекомендаций и информирования международных организаций Комиссия по вопросам торгового и таможенного регулирования при Международной торговой палате (ICC) проводит анализ предложений бизнес-кругов из различных государств. Такое информирование хоть и производится в форме рекомендаций, но оказывает существенное влияние на мировую правовую практику. К примеру, Киотская Конвенция 1999 года об упрощении и гармонизации таможенных процедур базировалась на мировом таможенном опыте, а новый выпуск ТК был сформирован с использованием основных положений данной Конвенции, к которой, кстати, РФ пока не присоединена.

Отечественные бизнесмены, осуществляющие внешнеэкономические операции, могут получить много важной информации из Руководства по таможенным операциям в международной практике. Ниже приведено сравнение наиболее значимых положений этого Руководства и Таможенного Кодекса.

В соответствии с Руководством декларант может выбирать форму предоставления информации о товаре (письменно или с использованием электронных коммуникаций). В статье 124 ТК ТС содержится такая же норма, допускающая электронное информирование, но только при условии дополнительной конкретизации через принятие подзаконного акта относительно электронного декларирования. Уже существует ФЗ «Об электронной цифровой подписи», но подобный акт об электронном документе отсутствует.

В Руководстве представлены положения, допускающие пропуск определенных категорий товаров без таможенных платежей и декларирования. Статья 209 ТК ТС говорит про возможность временного беспошлинного ввоза товара, если будет осуществлен его обратный вывоз. Конвенция о карнете АТА, в которой участвует и РФ, предоставляет также возможность провозить продукцию без декларирования, уплаты пошлин и даже сборов по таможенному оформлению (при наличии, соответствующим образом, оформленного карнета).

Руководство рекомендует применять залоговые, поручительские и иные формы обеспечения таможенных выплат как средства для ускорения перемещения продукции через таможню. В 31 главе ТС подробно освещается вопрос регулирования обеспечения таможенных пошлин, но в тоже время многие национальные ТПП все чаще поднимают проблему избыточного обеспечения таможенных платежей, которое нормировано 339 статьей ТК. Такие нормы могут стать причиной прекращения деятельности таможенных брокеров, перевозчиков, складов временного хранения, в результате чего на рынке таких услуг выживут лишь монополисты. Такая ситуация в области «околотаможенной деятельности» приведет к возрастанию транзакционных трат при внешнеэкономической деятельности.

В Руководстве сказано о предпочтительности принципа «единого окна», которое позволило бы одновременно проводить все виды таможенного, карантинного, ветеринарного и другого контроля. В ТК же, наоборот, сказано о последовательном прохождении каждого вида контроля, что делает процедуру таможенного оформления более длительной.

Руководство рекомендует использовать в процессе таможенного оформления вывозимого товара вместо деклараций инвойсы. Здесь также указано, что проведение сбора статистики не должно приводить к задержке экспорта. ТК позволяет экспортерам в некоторых случаях предоставлять неполную или периодическую таможенную декларацию.

Таможенный транзит рекомендуется сопровождать гарантиями без дополнительных выплат в таможенном пункте въезда. Об этом сказано в 167 статье ТК, но в данной статье отсутствует ясность по взиманию при таких операциях таможенного сбора, а в статье 318 сказано, что таможенные сборы относятся к таможенным платежам.

В Руководстве можно найти рекомендации по публикации актов таможенного регулирования в средствах массовой информации. Пункт 3 124 статьи ТК требует указывать при таможенном декларировании основные условия коммерческого соглашения. В то же время для таких операций право РФ не обязательно должно быть применимо, в связи с чем у декларанта и представителя таможни с большой долей вероятности возникнут разногласия по трактовке условий контракта или по другим аспектам сделки.

Нормами Руководства при оценке таможенной стоимости перемещаемого товара предусмотрено использование Соглашения по применению статьи VII Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ-1994 г.). ТК в статье 323 говорит, что такая стоимость определяется декларантом на основе методов, определенных законодательными актами РФ.

  • Контейнерные и смешанные перевозки с использованием Инкотермс
Назад к списку
  • 2015 9
  • 2016 107
  • 2017 2
  • 2018 4
  • 2019 5
  • 2020 7
  • 2023 1
+7 (495) 720-50-80
+7 (495) 720-50-80
Заказать звонок
E-mail
iccoffice@iccwbo.ru

Адрес
121170, г. Москва, Кутузовский пр. 36, стр. 3
Режим работы
Пн. – Пт.: с 10:00 до 19:00
Заказать звонок
iccoffice@iccwbo.ru

121170, г. Москва, Кутузовский пр. 36, стр. 3
© 2023 ICC Russia
Политика конфиденциальности
Подписаться на рассылку