Какую роль играют экспедиторы при международной перевозке? Какие различают виды экспедиторов во время международных перевозках? Как происходит транспортировка товаров с участием экспедиторов? Какие документы необходимо готовить для экспедиторов?
Какую роль в международной перевозке играет экспедитор
Являясь неотъемлемым участником международного торгового сообщества, экспедитор организует международную перевозку товаров. Как и менеджеры по туризму, только имеющие дела с грузом, а не с пассажирами, экспедиторы, опираясь на свои знания различных фрахтовых ставок, предлагают грузоотправителю «пакетную сделку» с оптимальными условиями.Наряду с буксировкой, экспедиторы также осуществлять обработку экспортной и таможенной документации, обеспечивают наличие страховки или оплату портовых и терминальных сборов. Мелкие экспортёры часто консультируются со своими экспедиторами, прежде чем объявить цену предложения по конкретной международной сделке.
Термины «экспедитор груза» и «агент-экспедитор» являются родовыми понятиями, включающими в себя всё многообразие специализированных функций в рамках данной отрасли. Некоторые экспедиторы предлагают широкий спектр услуг, тогда как другие ограничиваются одним направлением или определённой географической территорией. Кроме того, для коммерсантов важно понимать, что экспедиторы могут выступать или как агенты, или как принципалы, что влечет за собой разные последствия.
Экспедитор выступает как агент, когда он выполняет функции от лица или по поручению принципала (экспортёра или импортёра). Как агент, экспедитор обеспечивает предоставление услуг третьими лицами, которые будут заниматься упаковкой, хранением, транспортировкой, обработкой и таможенной очисткой товара. Таким образом, агент выступает в качестве посредника, «представляя», так сказать, принципала поставщикам услуг. Затем принципал вступает с такими компаниями в прямые договорные отношения. Следовательно, экспедитор, как правило, не несёт ответственности за ошибки или нарушения, допущенные поставщиками услуг. Как и в случае с другими агентами, экспедитор имеет различные обязанности по отношению к принципалу, включая обязанность информировать и обязанность проявлять усердие.
Когда экспедитор выступает в качестве принципала, он заключает договор напрямую с экспортёром или импортёром («клиентом»). В таком случае клиент ведёт дела только с экспедитором, который выставляет единый счёт клиенту на всю сумму оказанных услуг. В качестве принципала, экспедитор обычно несёт ответственность за ошибки или нарушения, допущенные поставщиками услуг, с которыми он заключает договоры субподряда.
Экспедитор также может заключать «гибридные» соглашения, выступая в качестве агента по одним функциям и в качестве принципала – по другим.
Какие различают виды экспедиторов
1) Консолидаторы (несудоходные транспортные организации общего назначения). Данная функция подразумевает группирование или объединение различных партий товаров от разных клиентов для обеспечения полной загрузки контейнера, в результате чего достигается снижение фрахтовых ставок. Некоторые консолидаторы предлагают регулярные отгрузки на судах морского плавания, которыми они не владеют. Такие консолидаторы называются NVOCC.3) Таможенные брокеры. Данные стороны выступают в качестве агентов экспортёров и импортёров в целях оформления таможенных деклараций и прохождения других формальностей, а также оплаты пошлин и налогов. Поскольку таможенные брокеры могут нести ответственность за уплату очень значительных сумм сборов или штрафов, их деятельность обычно обеспечивается гарантиями банков или страховых компаний. Коммерсанты должны следить за тем, чтобы их инструкции и налагаемые на таможенных брокеров ограничения были точными и не давали брокерам возможности продолжить оформление груза, если неожиданно высокий тариф или штраф сделает отгрузку конкретной партии невыгодной.
4) Агент, оказывающий услуги в порту (морском порту, аэропорту или на грузовом терминале). Такой агент представляет грузоотправителя в месте, в котором товары переходят с одного вида транспорта (как правило, грузовика или фуры) на другой (как правило, морское судно или самолёт).
5) Агент по воздушным перевозкам (агент, выдающий грузовые авианакладные). Такие агенты обрабатывают отгрузки для авиалиний и могут иметь полномочия по выписке грузовых авианакладных. Часто агент по воздушным перевозкам также осуществляет таможенные формальности.
6) Брокеры по автоперевозкам. Автомобильные перевозки во многих странах характеризуются наличием большого числа мелких поставщиков услуг. Брокеры по автоперевозкам выступают в качестве посредников между перевозчиками и грузоотправителями и обычно получают комиссию.
7) Брокеры по погрузке. Такие брокеры выступают как агенты судовладельцев по получению и обработке партий груза. Как правило, экспедитор представляет грузоотправителя, тогда как брокер по погрузке представляет судовладельца, таким образом, между клиентом и транспортным провайдером существует два посредника.
Важно знать!
Коммерсанты должны в полном объёме и точно информировать экспедитора или перевозчика об обязательствах по транспортировке, содержащихся в договоре купли-продажи. Инструкции в отношении таких условий, как место забора груза, место поставки, расходы на обработку и погрузку-разгрузку груза, а также требования к упаковке должны быть максимально конкретными. Правовой режим, который применяется к международным перевозкам грузов, крайне сложен, и непрофессионалу может быть очень трудно установить, кто несет ответственность. В результате, самым безопасным для коммерсантов вариантом является полное страхование всех возможных транспортных рисков.
Как происходит транспортировка с участием экспедиторов при международной перевозке
Экспортёр обычно готовит отправку товара с помощью экспедитора, который резервирует место под груз и, кроме того, может взять на себя прохождение таможенных процедур. Экспортёр также должен знать о том, что в соответствии с CIF Инкотермс 2010 он несёт ответственность за урегулирование экспортных таможенных формальностей, например, получение экспортной лицензии. Импортные формальности и пошлины, напротив, относятся на счет импортёра. Опытные продавцы, занимающиеся экспортом товаров, понимают, что в рамках термина CIF часто возникают споры в отношении расходов по погрузке и разгрузке, так что они могут специально предусмотреть в счете-проформе или договоре купли-продажи, что все расходы по разгрузке несет импортёр; в этом случае такая договоренность также должна быть четко прописана в инструкциях экспортёра своему экспедитору. Когда товары доставляются перевозчику, экспортёр в качестве грузоотправителя получает от перевозчика следующие документы:1) Коносамент (The Bill of Lading). Этот основной документ выступает в качестве расписки, свидетельствующей о том, что товары были получены без видимых внешних повреждений и в надлежащем количестве. Он также устанавливает предусмотренные договором права держателя коносамента по отношению к перевозчику. В рамках договора, заключённого на условиях CIF, экспортёр, как правило, должен предоставить импортёру оборотный коносамент. Оборотный коносамент позволяет продавать товары во время их нахождения в пути и является основным документом в рамках документарного аккредитива.
2) Страховое свидетельство (The Insurance Certificate). В соответствии с термином CIF Инкотермс 2010 экспортёр обязан выполнить предусмотренное Инкотермс 2010 требование страхового покрытия в размере 110% от стоимости товаров (10% сверх номинала предназначены для покрытия минимальной прибыли, на которую рассчитывает импортёр; существует возможность потребовать большей суммы страхового покрытия).