Что такое преддоговорная ответственность? Когда она возникает? Какие предконтрактные заявления можно сделать в ходе переговоров? Что делать, если существуют опасения в предварительном соглашении?
Что такое преддоговорная ответственность
Преддоговорная ответственность, как термин, был введен немецким специалистом в области правоведения Рудольфом фон Йерингом. Он использовал это понятие для характеристики способов возмещения убытков при недействительности контракта. Известный правовед выделил основания преддоговорной ответственности (нанесение ущерба), ее условия (вина), а также выделил ее основные виды:1) преддоговорная ответственность при неспособности заключить контракт;
2) ответственность, наступающая по причине невозможности выполнения условий контракта;
3) ответственность, возникшая по причине недостоверности воли.
Конструкция culpa in contrahendo (квазидоговорная ответственность), совершенно не упоминалась в ГГУ (Германское гражданское уложение), но зато активно использовалась в юридической и судебной практике, и в результате сформировалась в особый гражданско-правовой институт. После того, как 26 января 2001 года Закон о модернизации обязательственного права внес изменения в ГГУ, институт квазидоговорной ответственности был закреплен не только в законодательстве Германии(§ 241, 280 ГГУ), но и в правовых документах некоторых стран Европы (ст. 311 Германского гражданского уложения, ст. 197—198 Гражданского кодекса Греции 1940 г., ст. 1337 и 1338 Гражданского кодекса Италии 1942 г., § 14 Закона об обязательном праве Эстонии, ст. 12 Закона о договорах Израиля).
Преддоговорные отношения и преддоговорная ответственность раскрытые в немецком гражданском праве соответствуют по духу идее promissory estoppels существующей в английско-американском праве. В законодательстве Соединенных Штатов и Австралии хоть и нет прямой ответственности, предусмотренной для преддоговорных нарушений, но присутствуют «подразумеваемые обязанности вести начатые переговоры добросовестно и приложить все усилия, чтобы довести переговоры либо до их успешного завершения, либо до добросовестного отказа от них». После шестидесятых готов прошлого века в юридической судебной практике уже присутствуют примеры, когда такие доктрины применяли в отношении таких вопросов, как проведение переговоров и заключение договоров.
Приведение к единым стандартам международного права вопросов, связанных с преддоговорными отношениями произошло уже в наше время. Международный институт унификации частного права (УНИДРУА) в 1994 году после двадцатилетних разработок выдвинул Принципы международных коммерческих договоров (Принципы УНИДРУА), в которых отразилась теория преддоговорной ответственности, цель которой заключается в препятствовании недобросовестности в ситуациях, когда переговоры о заключении договора проводятся без конкретных намерений по достижению положительного результата. Именно добросовестность является идеей, которая лежит в основе Принципов УНИДРУА, предполагающих, что стороны должны руководствоваться принципом добросовестности, даже если специальные положения об этом отсутствуют в контракте, не только в процессе исполнения договорных условий, но и на этапе, когда переговоры по контракту только готовятся.
В соответствии с Принципами УНИДРУА права участника переговоров относительно свободы вступления в переговорный процесс и принятия решений по выбору условий заключения соглашений не могут считаться неограниченными. Такие права не должны вступать в противоречие с принципами добропорядочности и деловой этики. Такие идеи стали основой Принципов европейского договорного права, сформулированных Европейской комиссией по договорному праву и принятые в 1999 г. (I и II части) и 2002 г. (III часть).
Когда возникает преддоговорная ответственность
В рамках Венской конвенции 1980 г. и большинства систем торгового права, договор заключается между экспортёром и импортёром в тот момент, когда одна из сторон направила достаточно определённую оферту, а другая ответила на неё безусловным акцептом. Тем не менее, первые контакты между экспортёром и импортёром могут возникнуть намного раньше, например, в момент, когда импортёр просматривает каталог или рекламный проспект, подготовленный экспортёром, после чего направляет ему формальный запрос покупателя с просьбой предоставить подробную спецификацию на товар или цены. Ещё одна возможность – это приглашение со стороны импортёра участвовать в тендере (сделать предложения) по конкретному проекту.Существует много различных вариантов стадии предконтрактных переговоров, начиная с неофициальных телефонных разговоров и заканчивая очень подробными и имеющими обязательную силу предложениями. Изначальные контакты могут привести к затянувшимся переговорам по ценам или спецификациям товара или же могут сразу привести к заключению договора. Заявления, сделанные в ходе таких изначальных контактов (предконтрактные заявления) могут иметь или не иметь юридически обязывающего характера.
В большинстве случаев заявления, сделанные в ходе переговоров, не носят обязательного договорного характера (если только они не будут позднее включены в договор). Суды, как правило, предоставляют сторонам определённую степень свободы в ведении переговоров без опасений возникновения у сторон предконтрактной ответственности.
Несмотря на это, из данного правила есть несколько исключений. Если договор является результатом переговоров, а предконтрактные заявления, сделанные одной из сторон, оказываются не соответствующими действительности, сторона-нарушитель может быть привлечена к ответственности за последствия таких вводящих в заблуждение заявлений. Хотя невозможно сформулировать единый, общий для всех правовой принцип, применимый во всех юрисдикциях, в ходе предконтрактных переговоров коммерсанты должны руководствоваться здравым смыслом и понятием добросовестности и должны избегать заявлений, на которые другая сторона, скорее всего, будет полагаться во вред себе.
Переговоры по договору. Предконтрактные заявления
1) Оферты/предложения. На языке экспортной торговли и в соответствии с Венской конвенцией 1980 г., оферты (или предложения/заявки) – это достаточно точные сообщения, включающие, как правило, информацию о товаре, цене, оплате и поставке, которые продавец-экспортёр специально адресует конкретному покупателю с намерением заключить имеющий обязательную силу договор в случае акцепта покупателем. Может возникнуть вопрос, является ли цена, предложенная экспортёром, юридически обязательной офертой. Как правило, решающим критерием является наличие намерения у экспортёра быть связанным такой офертой.Экспортёры и импортёры также должны помнить о том, что оферты, заявки и другие коммерческие предложения имеют двойственную природу: они не только юридическими инструментами, но и важными средствами распространения коммерческой информации. Идеальное предложение является профессионально составленным, подробным и полным. Оно включает в себя такую важную коммерческую информацию, как основные коммерческие доводы в пользу целесообразности покупки данного товара, технические спецификации, цену и условия обслуживания, а также юридически значимые моменты, такие как общие условия купли-продажи, условия поставки и оплаты.
2) Акцепт. Как правило, для заключения имеющего обязательную юридическую силу договора акцепт покупателя должен быть безусловным. Условный акцепт может представлять собой отказ и встречную оферту, оставляя на усмотрение экспортёра, соглашаться с новыми условиями или нет. Однако Венская конвенция предусматривает, что, если новое условие касается незначительного или неважного вопроса, то условный акцепт является действительным и представляет собой обязательный договор, если только экспортёр сразу же не возразит против него. В общем и целом, экспортёры и импортёры должны убедиться в том, что они оба явно договорились об одном и том же наборе условий. К сожалению, в стремительном потоке международной торговли многие коммерсанты не тратят время на такие нюансы.
3) Письма о намерениях (LOI), меморандумы о взаимопонимании (MOU) и другие предварительные соглашения. В рамках определенных комплексных сделок, стороны могут пожелать заключить предварительное соглашение, иногда называемое «соглашение о согласии» (agreement to agree), которое может или не может быть приведено в исполнение в зависимости от обстоятельств и применимого права. Такое соглашение может иметь форму «письма о намерениях», «меморандума о взаимопонимании», «соглашения об основных условиях договора», «соглашения с открытыми условиями», «письма-обязательства» или «временного документа, накладывающего определенные обязательства» (binder). Такие предварительные соглашения могут являться необходимыми, когда какой-то конкретный ключевой вопрос (такой, как одобрение банком кредита или получение государственного разрешения) ещё не известен или не определён. Предварительное соглашение, как таковое, может быть полезным для того, чтобы побудить банковского служащего или государственного чиновника выдать согласие или разрешение. Кроме того, стороны могут использовать предварительное соглашение для решения определённых базовых моментов, продолжая в то же время вести переговоры по более сложным вопросам.
Если возникают опасения в ходе переговоров
Одной из опасностей, таящихся в предварительных соглашениях, является то, что суды могут признать их имеющими обязательную юридическую силу даже если одна из сторон не имела намерения быть связанной. Чтобы избежать этого, можно, как вариант, включать в соглашение однозначную формулировку типа: «настоящий документ не предполагается рассматривать в качестве имеющего обязательную силу договора» или «настоящий документ предназначен только для указания на намерение сторон вести переговоры и ничего более». Тем не менее, не все суды сочтут такую формулировку имеющей решающее значение.В некоторых случаях обе стороны намерены заключить договор, но специально оставляют какое-то условие или условия для решения в ходе дальнейших переговоров. В данном случае решающим для судов будет вопрос о том, имеется ли в случае провала дальнейших переговоров достаточно определённый механизм или «резервный» стандарт, который позволил бы суду восполнить недостающее условия. Следовательно, письмо о намерениях должно использоваться с некоторой долей осторожности. Если документ является слишком расплывчатым или содержит слишком много заявлений об отказе от ответственности, то банковские или государственные должностные лица могут не принять его. Тем не менее, если такой документ слишком подробен и не содержит никаких отказов от ответственности, то могут посчитать, что он является обязательным для сторон как действительный договор. По общему правилу, сторонам не следует подписывать даже предварительных документов, если только они действительно не готовы к заключению имеющего обязательную силу соглашения в случае, если их условия приняты другой стороной.