Размер шрифта
Цвет фона и шрифта
Изображения
Озвучивание текста
Обычная версия сайта
ICC Russia
Для бизнеса.
Для вас.
+7 (495) 720-50-80
+7 (495) 720-50-80
Заказать звонок
E-mail
iccoffice@iccwbo.ru

Адрес
121170, г. Москва, Кутузовский пр. 36, стр. 3
Режим работы
Пн. – Пт.: с 10:00 до 19:00
О нас
  • Об ICC Russia
  • История
  • Руководство
  • Реквизиты
  • Документы
Стать членом ICC Russia
Комиссии
  • Арбитражная комиссия
    • Порядок работы
    • Состав комиссии
    • Новости комиссии
    • Проекты
  • Банковская комиссия
    • Новости комиссии
    • Порядок работы
    • Состав комиссии
    • Секретариат
    • Правила, стандарты, рекомендации
  • Рабочая группа по трансграничным расчетам
    • Состав
    • Документы
    • Контакты
  • Комиссия по интеллектуальной собственности
    • Состав
    • Рабочая группа IP/IT
  • Комиссия по экономике изменения климата и устойчивому развитию
    • Состав
    • Новости комиссии
    • Документы
    • Контакты
  • Рабочая группа по вопросам психологии в международном арбитраже
    • Контакты
    • Состав
Мероприятия
  • Календарь мероприятий
  • Партнёрские мероприятия
  • Презентации
    • Рекомендации к созданию презентации
  • 2023
  • 2022
  • 2021
  • 2020
  • 2019
  • 2018
  • 2017
  • 2016
  • 2015
Реестр экспертов
ICC Store
Контакты
Для бизнеса.
Для вас.
Incoterms 2020
"/>
ICC Russia
  • О нас
    • Об ICC Russia
    • История
    • Руководство
    • Реквизиты
    • Документы
  • Стать членом ICC Russia
  • Комиссии
    • Арбитражная комиссия
      • Порядок работы
      • Состав комиссии
      • Новости комиссии
      • Проекты
    • Банковская комиссия
      • Новости комиссии
      • Порядок работы
      • Состав комиссии
      • Секретариат
      • Правила, стандарты, рекомендации
        • Формы банковских гарантий, рекомендованные Банковской комиссией ICC Russia
        • Рекомендации Банковской комиссии ICC
        • Сборники унифицированных правил, методические рекомендации и руководства.
        • Аналитические отчеты по исследованиям рынка
    • Рабочая группа по трансграничным расчетам
      • Состав
      • Документы
      • Контакты
    • Комиссия по интеллектуальной собственности
      • Состав
      • Рабочая группа IP/IT
    • Комиссия по экономике изменения климата и устойчивому развитию
      • Состав
      • Новости комиссии
      • Документы
      • Контакты
    • Рабочая группа по вопросам психологии в международном арбитраже
      • Контакты
      • Состав
  • Мероприятия
    • Календарь мероприятий
    • Партнёрские мероприятия
    • Презентации
      • Рекомендации к созданию презентации
    • 2023
    • 2022
    • 2021
    • 2020
    • 2019
    • 2018
    • 2017
    • 2016
    • 2015
  • Реестр экспертов
  • ICC Store
  • Контакты
+7 (495) 720-50-80
121170, г. Москва, Кутузовский пр. 36, стр. 3
ICC Russia
Телефоны
+7 (495) 720-50-80
ICC Russia
  • О нас
    • О нас
    • Об ICC Russia
    • История
    • Руководство
    • Реквизиты
    • Документы
  • Стать членом ICC Russia
  • Комиссии
    • Комиссии
    • Арбитражная комиссия
      • Арбитражная комиссия
      • Порядок работы
      • Состав комиссии
      • Новости комиссии
      • Проекты
    • Банковская комиссия
      • Банковская комиссия
      • Новости комиссии
      • Порядок работы
      • Состав комиссии
      • Секретариат
      • Правила, стандарты, рекомендации
        • Правила, стандарты, рекомендации
        • Формы банковских гарантий, рекомендованные Банковской комиссией ICC Russia
        • Рекомендации Банковской комиссии ICC
        • Сборники унифицированных правил, методические рекомендации и руководства.
        • Аналитические отчеты по исследованиям рынка
    • Рабочая группа по трансграничным расчетам
      • Рабочая группа по трансграничным расчетам
      • Состав
      • Документы
      • Контакты
    • Комиссия по интеллектуальной собственности
      • Комиссия по интеллектуальной собственности
      • Состав
      • Рабочая группа IP/IT
    • Комиссия по экономике изменения климата и устойчивому развитию
      • Комиссия по экономике изменения климата и устойчивому развитию
      • Состав
      • Новости комиссии
      • Документы
      • Контакты
    • Рабочая группа по вопросам психологии в международном арбитраже
      • Рабочая группа по вопросам психологии в международном арбитраже
      • Контакты
      • Состав
  • Мероприятия
    • Мероприятия
    • Календарь мероприятий
    • Партнёрские мероприятия
    • Презентации
      • Презентации
      • Рекомендации к созданию презентации
    • 2023
    • 2022
    • 2021
    • 2020
    • 2019
    • 2018
    • 2017
    • 2016
    • 2015
  • Реестр экспертов
  • ICC Store
  • Контакты
  • +7 (495) 720-50-80
    • Телефоны
    • +7 (495) 720-50-80
  • 121170, г. Москва, Кутузовский пр. 36, стр. 3
  • iccoffice@iccwbo.ru

  • Пн. – Пт.: с 10:00 до 19:00

Морской фрахт

Главная
—
Блог
—
2016
—Морской фрахт
21 июня 2016

Что такое фрахтование судна и морской фрахт? Кто осуществляет морские перевозки? Из чего складывается стоимость морского фрахта? Что влияет на ставку морского фрахта? Зачем нужны специальные термины для погрузки и разгрузки груза? В каких терминах Инкотермс-2010 идет речь о морском фрахте?

Day_Ship.jpg

Коммерческая деятельность тесно связана с международными и даже межконтинентальными грузовыми перевозками. Перед любым предприятием, занимающимся международной торговлей, рано или поздно встаёт вопрос, каким транспортом лучше возить. Многие предпочитают морской фрахт. Давайте рассмотрим, что входит в стоимость морского фрахта, как формируется ставка и на что указывают  специальные термины, применяемые для погрузки (разгрузки).

Что такое фрахтование судна и морской фрахт

Это выбор подходящего тоннажа (будь то судно или место на судне) для транспортировки груза с дальнейшим оформлением договора морской перевозки с судовладельцем. Иначе говоря, фрахтовка заключается в найме судна для конкретного рейса (перевозки) или на какой-то отрезок времени.

Ситуация, при которой судовладелец подыскивает груз и оформляет документы на его перевозку, определяется как «отфрахтование» судна. Но на деле в обоих случаях пользуются единым термином – «фрахтование».

Отправитель груза (продавец или покупатель), нанимающий судно (тоннаж), именуется «фрахтователь». Владелец судна, уступающий его под фрахт (морские перевозки), называется «фрахтовщик». Согласно двухстороннему договору, фрахтовщик обязуется транспортировать груз до порта назначения и вручить его грузополучателю, за что фрахтователь должен оплатить оговоренную сумму (фрахт).

То есть, заключая договор морской перевозки, одна сторона в лице судоходной компании, судовладельца, фрахтовщика или перевозчика должна обеспечить транспортировку груза из порта в порт. Вторая сторона, представленная фрахтователем или хозяином груза,  обязана оплатить морской фрахт, цена которого оговорена заранее.

Как правило, фрахтованием занимается посредник — фрахтовый брокер. Поверенными могут выступать как отдельные лица, так и организации (брокерские фирмы). Фрахтовый брокер – это специалист высокой квалификации, с огромным опытом и профильными знаниями в данной области. Это человек, хорошо владеющей информацией о состоянии фрахтового рынка, о предложении и спросе на суда, об имеющихся  грузопотоках.

Посредники, оказывающие услуги по фрахту морских судов, оперируют данными специализированных бюллетеней, официальными сведениями мировых изданий ведущих брокерских контор и фрахтовых бирж. Большинство брокеров имеют обширные связи в сфере морских перевозок. Очень часто, благодаря своим каналам, они быстро находят подходящий для перевозки тоннаж.

Судовладельцы с незанятыми судами предлагают фрахтовому брокеру подыскать для них груз, соответствующий определённым условиям транспортировки (обычно это относится к перевозке контейнеров). В свою очередь фрахтовый посредник выходит на рынок от лица судовладельца с его офертой, т.е. предложением. Оферты бывают твёрдыми и условными.

В свою очередь, фрахтователь (владелец груза) через фрахтового брокера выносит на рынок предложение о поиске тоннажа, удовлетворяющего требованиям перевозки конкретного груза. Его письменное поручение о фрахтовке тоннажа на какой-либо рейс, выданное своему посреднику, носит название «фрахтовый ордер». Встречаются три вида фрахтовых ордеров: срочные, сверхсрочные и обычные (с длительностью фрахтования 20-30 дней).

  • Риски экспорта и импорта. Как ими управлять?

Кто осуществляет морские перевозки

Группы судоходных компаний, действующих на определённых океанских маршрутах и в портах, носят название «конференции». Они назначают и размещают единые ставки морского фрахта, соблюдая график регулярных перевозок и установленные стандарты качества. В большинстве случаев они работают как картели вопреки антимонопольным и антитрастовым законам многих стран. Поэтому конференции функционируют на основе особых исключений из законодательства о фрахтовании.

Судоходные компании, не принадлежащие к конференциям, являются аутсайдерами. Они могут не соблюдать опубликованные конференциями фрахтовые тарифы, графики перевозок и стандарты качества. Впрочем, некоторые крупные аутсайдеры могут поспорить с конференциями по регулярности и уровню обслуживания. К тому же, они предлагают более демократичные фрахтовые ставки, нежели участники конференций.

Трамповые суда используются для чартерного найма. Они также предлагают услуги через брокеров и устанавливают стоимость морского фрахта индивидуально для каждого случая.

В начале 90-х годов прошлого века перевозчики стали отдавать предпочтение индивидуальным конфиденциальным контрактам вместо общих фрахтовых ставок. Они склоняются к мнению, что в условиях современного рынка фиксированная цена изжила себя, а фрахтователи (отправители грузов)  мечтают о переориентации перевозчиков на интересы клиента.

В октябре 2008 г. Европейская комиссия отменила антитрастовый иммунитет, ранее предоставленный судоходным конференциям. Сегодня действие данной льготы для океанских перевозчиков обсуждается также в других регионах. Однако, конференции продолжают существовать в некоторых частях света (например, Транстихоокеанский регион), и их доля в мировом объеме торговли довольно высока.

Из чего складывается стоимость морского фрахта

Производя расчет морского фрахта, следует обратить внимание на важные составляющие цены такие, как:

1) Базовая ставка морского фрахта – непосредственная оплата за доставку товара морским путём. На неё влияет протяженность маршрута и габариты груза.

2) Дополнительные сборы (CAF и BAF). Обычно фрахтовщики берут дополнительные сборы, начисляемые  к базовому тарифу. Чаще всего это:

- Надбавка (BAF) за бункерное топливо, позволяющая перевозчику регулировать фрахт с учётом изменений его стоимости;

- Надбавка (CAF) за колебания курса валют, покрывающая издержки от обесценивания валюты, указанной в стоимости фрахта.

Базовая ставка морского фрахта, как правило,  фиксирована на протяжении года или полугодия. Однако, указанные надбавки корректируются ежедневно. Поэтому экспортёрам желательно учитывать в договорах о купле-продаже примечания об изменении стоимости с учётом BAF и CAF.

Остальные  общепринятые сборы взимаются с крупногабаритных или очень тяжёлых грузов.

3) Фрахт, оплаченный в порту погрузки, и фрахт, подлежащий уплате грузоотправителем в порту назначения. Договорами на условиях CIF учитывается стоимость перевозки в порт назначения. Морской фрахт судна предусматривает два варианта оплаты: либо заранее продавцом, либо покупателем по факту получения товара.  Во втором случае  в коносаменте делают отметку, что фрахт оплачивает грузополучатель.

4) Сборы за обработку груза. Имеются в виду сборы за выгрузку товара, доставленного в порт на грузовом автотранспорте, и его размещение (хранение) вдоль борта судна. Обычно эти суммы не учтены во фрахте, поэтому оплачиваются экспортёром (импортёром) в соответствии с выбранным термином из правил Инкотермс-2010.

  • Что такое коносамент: виды, формы, функции

Ставка морского фрахта и Инкотермс-2010

Перед согласием на любую фрахтовую ставку отправитель груза вправе узнать, входит ли в неё стоимость погрузки (разгрузки) товара. Результат зависит от персонального «линейного условия» перевозки, т.е. условия морского фрахта, которое предлагает  судовладелец. Согласно некоторым терминам (CIF, CFR, FOB и Инкотермс), поручни судна считаются границей перехода при погрузочных рисках и расходах. Поэтому, термин Инкотермс, указанный в договоре купли-продажи, должен соответствовать обозначению в линейных условиях, внесённых в договор о перевозке. Для коммерсантов очень важно понимать, чем отличаются линейные условия в договоре перевозки от Инкотермс в договоре купли-продажи.

Разница в том, что линейные условия устанавливают договорные отношения грузоотправителя с перевозчиком, а Инкотермс регламентируют взаимодействие продавца и покупателя. Специалист, контролирующий перевозку, вначале должен проверить соответствие термина Инкотермс, предусмотренного договором купли-продажи, точным  условиям погрузки (разгрузки). Затем, представляя интересы грузоотправителя,  он должен проследить, чтобы все линейные условия в договоре на перевозку не шли в разрез с термином Инкотермс из договора о купле-продаже.

Есть множество видов маркировки фрахтовых ставок в линейных условиях. Но, в большинстве случаев линейный фрахтовый сбор покрывает перевозку, началом и(или) концом которой является:

·         Пристань,

·         Тали судна,

·         Борт судна.

Любой  из этих видов встречается при погрузке и разгрузке, так как они легко сочетаются между собой в девяти вариациях. А огромная разница в обычаях порта и конференции невероятно повышает количество таких комбинаций.

Франко-пристань:

- Погрузка – в зону ответственности перевозчика  попадает погрузка товара, который находится в любом месте вдоль борта судна. Понятие  «вдоль борта судна» определяется обычаями порта.

- Разгрузка – перевозчик обязан спустить груз на пристань, рассортировать его на партии и, если потребуется, обеспечить хранение в ангаре или под навесом.

Под талями судна:

- Погрузка – отправитель груза подвозит его прямо под кран (деррик-кран) для подъема на борт. К примеру, товар нужно доставить на погрузку из хранилища на пристани;

- Разгрузка – перевозчик выгружает товар из трюма, складывая его на палубу судна, а последующие операции (в том числе опускание на пристань и сортировку) выполняет отправитель или получатель груза.

На борту – иначе называется free in (свободно от расходов на погрузку), free out (свободно от расходов на выгрузку) или free in and out (свободно от расходов на погрузку/выгрузку).

 - Погрузка free in – в обязанности перевозчика входит только предоставление судна, все остальные действия (подъём груза на борт и штивку в трюме) выполняет грузоотправитель;

- Разгрузка free out – перевозчик должен пришвартоваться вдоль пристани, а дальнейшая выгрузка из трюма и опускание товара на пристань ложится на плечи отправителя (получателя) груза;

- «Свободно от расходов по погрузке и выгрузке» - этот вариант обязывает перевозчика только загрузить товары в трюм, а затем выгрузить. 

В большинстве случаев  все погрузочно-разгрузочные работы выполняют частные подрядчики – стивидоры, предъявляя счет за каждую партию перевозчику, грузополучателю  либо грузоотправителю.

Обычно, стивидоры не занимаются распределением оплаты за предоставленные услуги между отправителями и получателями грузов. До 2010 года это вызывало проблемы с терминами (CFR, FOB, CIF Инкотермс), которые предполагали разделение затрат поручнями судна. После пересмотра неудобного правила о поручнях его заменили положением о переходе рисков и расходов в момент завершения погрузки товара на борт, которое действует и сейчас.

  • Условия поставки Инкотермс 2010. О сложном простыми словами
Назад к списку
  • 2015 9
  • 2016 107
  • 2017 2
  • 2018 4
  • 2019 5
  • 2020 7
  • 2023 1
+7 (495) 720-50-80
+7 (495) 720-50-80
Заказать звонок
E-mail
iccoffice@iccwbo.ru

Адрес
121170, г. Москва, Кутузовский пр. 36, стр. 3
Режим работы
Пн. – Пт.: с 10:00 до 19:00
Заказать звонок
iccoffice@iccwbo.ru

121170, г. Москва, Кутузовский пр. 36, стр. 3
© 2023 ICC Russia
Политика конфиденциальности
Подписаться на рассылку