В чем суть международного франчайзинга? Какие различают виды международного франчайзинга? Какой договор потребуется для франчайзинга? В чем особенности договора международного франчайзинга?
В чем суть международного франчайзинга
Франчайзинг основан на концепции воспроизведения успеха. Для того, чтобы быстро развиваться, компании нуждаются в крупных вливаниях капитала. Вместо того, чтобы инвестировать свой собственный капитал, франчайзер заключает соглашения с франчайзи. Франчайзер предоставляет каждому франчайзи право использовать всю или часть деловой системы франчайзера, включая товарные знаки, логотипы и знаки отличия, интеллектуальную собственность, техническое ноу-хау и технологические процессы. В обмен на это франчайзи, как правило, выплачивает авансовый платеж для вступления во франчайзинговую сеть, вкладывает минимальную сумму в создание бизнеса и управление им, выплачивает франчайзеру сборы и роялти и соблюдает установленные франчайзером стандарты качества услуг. Сочетание репутации и опыта франчайзера с капиталом франчайзи, знанием местного рынка и мотивацией может привести к резкому росту бизнеса.Франчайзинг стал одним из основных каналов дистрибуции для продукции и услуг в развитых экономиках, где имидж и репутация могут определять рыночную долю. Франчайзинг встречается в самых разнообразных отраслях, таких как сети быстрого питания, розничные продажи компьютерного оборудования, услуги в сфере недвижимости, станции по аренде и техническому обслуживанию автомобилей, и это всего лишь некоторые из примеров.
В некоторых странах франчайзинг, как и агентские отношения, является вопросом, подвергающимся тщательному политическому контролю. Некоторые организации выражают обеспокоенность по поводу того, что местные франчайзи, как и агенты, имеют мало возможностей для отстаивания своей позиции в отношении крупных франчайзеров и, следовательно, нуждаются в обязательной законной защите. Так, в некоторых странах существует строгое регулирование, касающееся таких вопросов, как степень раскрытия информации франчайзерами при привлечении франчайзи. Бывают ситуации, когда франчайзи утверждают, что франчайзер «заманил» их во франчайзинг своими преувеличенными, обманными заявлениями, например, касательно потенциальной прибыли от инвестиций.
Какие различают виды международного франчайзинга
1) Франчайзинг продукции (или товарных знаков, товарный франчайзинг) касается предоставления франчайзи права на производство и/или сбыт продукции под определенной торговой маркой.2) Франчайзинг бизнес-формата охватывает всю систему ведения бизнеса, включая концепции обслуживания и технологии ведения бизнеса, в дополнение к правам на товарный знак и логотип.
3) Производственный (или промышленный) франчайзинг – это когда франчайзи производит продукцию в соответствии со спецификациями франчайзера и продает товары под торговой маркой франчайзера.
4) Сервисный франчайзинг – это когда франчайзи оказывает услуги, разработанные франчайзером, под торговой маркой франчайзера.
5) Дистрибьюторское франчайзинговое соглашение – это когда франчайзер производит продукцию и продает ее франчайзи для перепродажи конечному потребителю.
Франчайзер может структурировать франшизную сеть как единичный или территориальный франчайзинг. В случае с единичным франчайзингом, франчайзер заключает соглашение непосредственно с каждым франчайзи. В соответствии с территориальным франчайзингом, весь географический район развивается мастер-франчайзи или агентом по развитию территории, отвечающим за ряд торговых точек.
- прямую/единичную франшизу;
- филиал или дочернюю компанию франчайзера;
- соглашение о развитии;
- совместное предприятие;
- мастер-франшизу.
Территориальные франшизы охватывают многочисленные торговые точки на определённой территории и могут быть предоставлены посредством соглашения о развитии франшизы или соглашения о мастер-франшизе. В соответствии с типовым соглашением о развитии, агент по развитию территории/франчайзи обязан открыть определённый ряд торговых точек на закреплённой за ним географической территории (как правило, являющейся страной) в рамках согласованного срока и в дальнейшем управлять ими. Франчайзер при такой схеме получает выгоду от удобства управления целой группой франчайзи. Агенты по развитию территорий обычно имеют достаточно финансовых ресурсов и кадров для создания точек и управления текущими коммерческими операциями при относительно высокой степени независимости от франчайзера. Расходы на обучение также могут быть сокращены, так как франчайзер обучает только агента; агент, в свою очередь, осуществляет обучение единичных франчайзи.
Соглашения с агентами по развитию территорий также подвержены соответствующим рискам. Если агент терпит неудачу, этим затрагиваются все торговые точки на территории. С другой стороны, если дела у франчайзи идут отлично, он может стать незаменимым для франчайзера – а это франчайзеру не в радость, так как за агентом оказывается закреплено слишком много точек. Еще одна возможная проблема заключается в склонности агентов по развитию нанимать управляющих, состоящих у них на окладе, для управления отдельными магазинами (в отличие от имеющих сильную мотивацию единичных франчайзи).
В соответствии с соглашениями о мастер-франшизе, франчайзер наделяет мастер-франчайзи (или суб-франчайзера) правом развивать франчайзинговые точки и управлять ими за собственный счёт, а также в некоторых случаях и правом предоставлять суб-франшизу на точки в пользу субфранчайзи. Некоторым субфранчайзи может быть позволено управлять несколькими точками, что может добавить системе сложности. Уменьшение контроля над субфранчайзи следует рассматривать как следствие усиления децентрализации. Хотя соглашения о мастер-франшизе, как правило, содержат строгие нормы, касающиеся осуществления контроля над системой, их приведение в исполнение может столкнуться со сложностями в некоторых странах.
Для соглашений о международном франчайзинге могут быть выбраны и другие разнообразные формы. Одним из вариантов является создание дочерней компанией за рубежом на каждой целевой территории, которая бы выступала в качестве франчайзера. В соответствии с такой системой франчайзер сохраняет прямой контроль над иностранными франчайзи, но, тем не менее, в определенной степени получает выгоду от знания местного ноу-хау. В качестве альтернативы между франчайзером и местным предприятием может быть создано совместное предприятие. Крайне важным является получение консультации опытного юриста.
Международный договор франчайзинга. Основные разделы
Типовой договор ICC применяется к дистрибьюторским соглашениям международного франчайзинга. Стороны должны учитывать следующие основные элементы:1.Ноу-хау. Ноу-хау включает в себя любую конфиденциальную, ценную или являющуюся собственностью фирмы информацию, опыт и методы работы франчайзера, которые дают возможность франчайзи повторить успех франчайзера. Это также включает в себя содействие франчайзера в управлении бизнесом и обучении франчайзи. В обмен на это франчайзи обязуется соблюдать права собственности франчайзера и принимать все разумные меры для защиты конфиденциальности предоставленных франчайзером обучающих материалов и руководств по ведению операций.
2.Торговое наименование, товарные знаки и патенты франчайзера. Признание потребителей и доверие к продукции и услугам обычно связаны с товарным знаком, что является одним из ключевых элементов успеха франчайзинговой системы. В целях обеспечения надлежащей защиты прав франчайзера, франчайзи соглашается с тем, что франчайзеру принадлежат все права собственности и титулы на систему, а также права участия в системе.
3. Продукция и территория. Чёткое определение продукции и территории является крайне важным в плане достижения стандартов качества, а также для предоставления франчайзи возможности поддерживать запас товаров с целью удовлетворения потребностей клиентов и соблюдения требований в отношении продаж или объёмов продаж. Предоставление эксклюзивной территории позволяет процветать франчайзи, являющемуся независимым бизнес-оператором. В течение срока действия эксклюзивного договора франчайзер не имеет права управлять сам или выдавать лицензию любому другому лицу на управление бизнесом в пределах территории, кроме как франчайзи.
4. Уплата сборов и роялти. Стороны должны точно определить способ и время осуществления платежа с учетом того факта, что существует много вариантов для расчёта роялти. Неуплата роялти может рассматриваться как нарушение договора и привести к возникновению права на расторжение договора.
5. Срок действия и продления договора. Стороны могут заключить договор на определённый или неопределённый срок. В первом случае они должны помнить о том, что число лет, указанных в договоре, должно быть привязано к капитальным вложениям франчайзи, который должен иметь разумную возможность окупить свои инвестиции. Более того, отношения между сторонами могут развиваться и на рынок могут вводиться новая продукция или услуги. Следовательно, сторонам следует тщательно рассмотреть условия, в соответствии с которыми договор может быть возобновлен, продлен или расторгнут (например, основания для досрочного расторжения и последствия этого).
В чем особенность международного договора для случайного посредничества
В отличие от агента, посредник может согласиться продвигать конкретный бизнес, не принимая на себя каких-либо длительных обязательств по развитию рынка. Более того, его деятельность может быть ограничена простым предоставлением информации о потенциальных бизнес-возможностях, тогда как агент, как правило, должен заключать договор от лица принципала.Сторонам следует чётко определить вид услуги, оказываемой посредником, например, предоставление информации о третьих лицах или установление контактов принципала с третьими лицами. Они также должны определить уровень исключительных прав в отношении бизнеса, который посредник соглашается развивать. В свою очередь, посреднику должно быть гарантировано, что он получит вознаграждение (комиссию или единовременную сумму) и что контрагент «не обойдёт» его и не оставит без оплаты за выполненную работу.