Размер шрифта
Цвет фона и шрифта
Изображения
Озвучивание текста
Обычная версия сайта
ICC Russia
Для бизнеса.
Для вас.
+7 (495) 720-50-80
+7 (495) 720-50-80
Заказать звонок
E-mail
iccoffice@iccwbo.ru

Адрес
121170, г. Москва, Кутузовский пр. 36, стр. 3
Режим работы
Пн. – Пт.: с 10:00 до 19:00
О нас
  • Об ICC Russia
  • История
  • Руководство
  • Реквизиты
  • Документы
Стать членом ICC Russia
Комиссии
  • Арбитражная комиссия
    • Порядок работы
    • Состав комиссии
    • Новости комиссии
    • Проекты
  • Банковская комиссия
    • Новости комиссии
    • Порядок работы
    • Состав комиссии
    • Секретариат
    • Правила, стандарты, рекомендации
  • Рабочая группа по трансграничным расчетам
    • Состав
    • Документы
    • Контакты
  • Комиссия по интеллектуальной собственности
    • Состав
    • Рабочая группа IP/IT
  • Комиссия по экономике изменения климата и устойчивому развитию
    • Состав
    • Новости комиссии
    • Документы
    • Контакты
  • Рабочая группа по вопросам психологии в международном арбитраже
    • Контакты
    • Состав
Мероприятия
  • Календарь мероприятий
  • Партнёрские мероприятия
  • Презентации
    • Рекомендации к созданию презентации
  • 2023
  • 2022
  • 2021
  • 2020
  • 2019
  • 2018
  • 2017
  • 2016
  • 2015
Реестр экспертов
ICC Store
Контакты
Для бизнеса.
Для вас.
Incoterms 2020
"/>
ICC Russia
  • О нас
    • Об ICC Russia
    • История
    • Руководство
    • Реквизиты
    • Документы
  • Стать членом ICC Russia
  • Комиссии
    • Арбитражная комиссия
      • Порядок работы
      • Состав комиссии
      • Новости комиссии
      • Проекты
    • Банковская комиссия
      • Новости комиссии
      • Порядок работы
      • Состав комиссии
      • Секретариат
      • Правила, стандарты, рекомендации
        • Формы банковских гарантий, рекомендованные Банковской комиссией ICC Russia
        • Рекомендации Банковской комиссии ICC
        • Сборники унифицированных правил, методические рекомендации и руководства.
        • Аналитические отчеты по исследованиям рынка
    • Рабочая группа по трансграничным расчетам
      • Состав
      • Документы
      • Контакты
    • Комиссия по интеллектуальной собственности
      • Состав
      • Рабочая группа IP/IT
    • Комиссия по экономике изменения климата и устойчивому развитию
      • Состав
      • Новости комиссии
      • Документы
      • Контакты
    • Рабочая группа по вопросам психологии в международном арбитраже
      • Контакты
      • Состав
  • Мероприятия
    • Календарь мероприятий
    • Партнёрские мероприятия
    • Презентации
      • Рекомендации к созданию презентации
    • 2023
    • 2022
    • 2021
    • 2020
    • 2019
    • 2018
    • 2017
    • 2016
    • 2015
  • Реестр экспертов
  • ICC Store
  • Контакты
+7 (495) 720-50-80
121170, г. Москва, Кутузовский пр. 36, стр. 3
ICC Russia
Телефоны
+7 (495) 720-50-80
ICC Russia
  • О нас
    • О нас
    • Об ICC Russia
    • История
    • Руководство
    • Реквизиты
    • Документы
  • Стать членом ICC Russia
  • Комиссии
    • Комиссии
    • Арбитражная комиссия
      • Арбитражная комиссия
      • Порядок работы
      • Состав комиссии
      • Новости комиссии
      • Проекты
    • Банковская комиссия
      • Банковская комиссия
      • Новости комиссии
      • Порядок работы
      • Состав комиссии
      • Секретариат
      • Правила, стандарты, рекомендации
        • Правила, стандарты, рекомендации
        • Формы банковских гарантий, рекомендованные Банковской комиссией ICC Russia
        • Рекомендации Банковской комиссии ICC
        • Сборники унифицированных правил, методические рекомендации и руководства.
        • Аналитические отчеты по исследованиям рынка
    • Рабочая группа по трансграничным расчетам
      • Рабочая группа по трансграничным расчетам
      • Состав
      • Документы
      • Контакты
    • Комиссия по интеллектуальной собственности
      • Комиссия по интеллектуальной собственности
      • Состав
      • Рабочая группа IP/IT
    • Комиссия по экономике изменения климата и устойчивому развитию
      • Комиссия по экономике изменения климата и устойчивому развитию
      • Состав
      • Новости комиссии
      • Документы
      • Контакты
    • Рабочая группа по вопросам психологии в международном арбитраже
      • Рабочая группа по вопросам психологии в международном арбитраже
      • Контакты
      • Состав
  • Мероприятия
    • Мероприятия
    • Календарь мероприятий
    • Партнёрские мероприятия
    • Презентации
      • Презентации
      • Рекомендации к созданию презентации
    • 2023
    • 2022
    • 2021
    • 2020
    • 2019
    • 2018
    • 2017
    • 2016
    • 2015
  • Реестр экспертов
  • ICC Store
  • Контакты
  • +7 (495) 720-50-80
    • Телефоны
    • +7 (495) 720-50-80
  • 121170, г. Москва, Кутузовский пр. 36, стр. 3
  • iccoffice@iccwbo.ru

  • Пн. – Пт.: с 10:00 до 19:00

Экспортный контроль товаров

Главная
—
Блог
—
2016
—Экспортный контроль товаров
31 августа 2016

На чем основывается экспортный контроль товаров? В каком случае устанавливается экспортный контроль товаров в России? Какие товары подпадают под экспортный контроль? Каков порядок оформления экспортного контроля? Где и как получить лицензию на осуществление международных операций, связанных с товарами из списка?

export.jpg

Политика государства по отношению к экспортному контролю входит в общий комплекс мероприятий по реализации политического курса России внутри страны и за её пределами. Главная цель, которую она преследует – обеспечить безопасность страны, защитить экономические, политические и военные интересы государства. В то же время экспортный контроль товаров призван обеспечить соблюдение международных обязательств РФ в части ограничения распространения ОМП (оружия массового поражения).

На чем основывается экспортный контроль товаров

Понятие экспортного контроля строится на визовой системе ввоза и вывоза товаров (технологий), контролируемых государством, которая внедряется путем лицензирования внешнеэкономических сделок с ними. Порядок проведения этих управляемых операций на международном уровне утвержден серией постановлений Правительства РФ, устанавливающими правила и условия проведения подобных сделок, требования к договорам (контрактам), содержанию и комплектности пакета документов для получения лицензии. Принятие решения о её выдаче (либо отказе в предоставлении документа) возлагается на ряд взаимосвязанных ведомств после проведения комплексной оценки рисков «тиражирования», связанных с экспортом опасной продукции.

Экспортный контроль товаров представляет собой совокупность мер по контролю над соблюдением официального порядка проведения внешнеэкономических сделок с ограниченной группой товаров (технологий). В их число входят: материалы, сырье, оборудование, работы и услуги, научно-технические данные и объекты интеллектуальной собственности, которые могут способствовать разработке оружия МП и средств его поставки, других типов военного вооружения и техники, проведению террористической деятельности.

Вместе с тем внешнеэкономической деятельностью считается международная торговля и инвестиции, производственная кооперация по мировому обмену товарами, данными, работами и услугами, результатами ИД и правами на таковые – все, что подразумевает обмен между россиянами и иностранными гражданами, международными организациями и их посредниками.

Фундамент межнационального режима нераспространения ОМП строится на международных соглашениях и государственных системах контроля экспорта. Ныне действует ряд многосторонних договоров и комитетов, регулирующих экспортный контроль товаров:

  • ДНЯО (Договор о нераспространении ядерного оружия);

  • РКРТ (Режим контроля над ракетными технологиями);

  • Вассенаарские соглашения о совместном контроле над экспортом обычных вооружений и высоких технологий в конфликтующие регионы;

  • ГЯП (Группа ядерных поставщиков);

  • Комитет Цангера;

  • Австралийская группа (в части нераспространения био- и химического оружия).

Россия принимает активное участие во всех этих образованиях за исключением Австралийской группы как неформального форума государств, осуществляющей согласование правил экспортного контроля товаров.

По результатам международных договоров и соглашений, касающихся экспортного контроля, составляются межнациональные списки проверяемой продукции и разрабатываются руководства по упорядочению её экспорта. Страны-участницы вышеуказанных соглашений на политическом уровне обязуются использовать данные списки и рекомендуемые правила в своих национальных программах экспортного контроля. Тем не менее, преимущественное право на практическое применение инструкций, выдачу лицензий и санкции имеют лишь некоторые государства.

Как видим, государственная система экспортного контроля продукции является своего рода механизмом обеспечения межнационального режима нераспространения.

Основным инструментом, регулирующим экспортный контроль товаров, для всех стран является лицензирование. Оно совсем не предусматривает полного запрета на вывоз чувствительных товаров, технологий, услуг и научно-технических данных за исключением категории 1 (список РКРТ).

Что же такое лицензия? Одобрение внешнеэкономической сделки на конкретных условиях и при 100%-ном ручательстве, что экспортируемый продукт (технология) не окажутся в руках нежелательного пользователя, который воспользуется приобретением для производства оружия МП.

  • Международные перевозки опасных грузов. Краткая инструкция для коммерсантов

Когда экспортный контроль в России устанавливается на товары

В нашей стране системные принципы экспортного контроля были разработаны еще в 1992 году, и сейчас его структура достаточно развита. Утверждены фундаментальные основы функционирования данной системы, дифференцированы зоны полномочий и ответственности между исполнительными органами государственной власти. Создана эффективная правовая база, которая постоянно совершенствуется. В основном экспортный контроль товаров в России отвечает соответствующим требованиям международных режимов.

Сегодня в РФ вопросами экспортного контроля уполномочена заниматься Федеральная служба по ТЭК (технический и экспортный контроль), аббревиатура – ФСТЭК. Она действует на основании Закона от 18 июля 1999 г. «Об экспортном контроле» (№ 183-ФЗ).

Каждый перечень контролируемой продукции (технологий) подлежит утверждению Президентом РФ в соответствующих указах, которых в России шесть. В США, например, это объединенный общий список, так же, как и в государствах ЕС.

Чтобы провести внешнеэкономическую сделку с передачей зарубежному партнеру контролируемую продукцию (товары или технологии из вышеупомянутых списков) следует оформить лицензию. Термин «передача» подразумевает следующие формы вручения: экспорт, почтовая пересылка, передача по электронной связи и пр.

Товары, подлежащие экспортному контролю

Основным механизмом государственного экспортного контроля являются контрольные списки. Каждый из них содержит продукцию, имеющую то или иное отношение к определенному виду ОМП.

Сейчас в России действуют шесть списков, утвержденных первым лицом государства, на основании которых осуществляется экспортный контроль товаров двойного назначения и ядерного использования.

Условный номер/условное обозначение

Наименование контрольного списка

Указ Президента РФ

Постановление Правительства РФ

Список 01

ХО

Список химикатов, оборудования и технологий, которые могут быть использованы при создании химического оружия и в отношении которых установлен экспортный контроль

№ 1082 от 28.08.2001

№ 686 от 24.09.2001

Список 02

БО

Список возбудителей заболеваний (патогенов) человека, животных и растений, генетически измененных микроорганизмов, токсинов, оборудования и технологий, подлежащих экспортному контролю

№ 1083 20.08.2007

№ 634 от 29.08.2001

Список 03

ЯО

Список оборудования и материалов двойного назначения и соответствующих технологий, применяемых в ядерных целях

№ 36 от 14.01.2003

№ 462 от 14.06.2001

Список 04

РО

Список оборудования, материалов и технологий, которые могут быть использованы при создании ракетного оружия и в отношении которых установлен экспортный контроль

№ 1005 от 08.08.2001

№ 296 от 16.04.2001

Список 05

ДН

Список товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники (Вассенаарский список)

№ 580 от 05.05.2004

№ 447 от 07.06.2001

Список 06

ИС

Список ядерных материалов, оборудования, специальных неядерных материалов и соответствующих технологий, предназначенных для использования атомной энергии в мирных целях и подпадающих под экспортный контроль (Исходный Список ГЯП)

№ 202 от 14.02.1996

№ 973 от 15.12.2000

Следует подчеркнуть, что перечни продукции двойного назначения (01-05) содержат четкое перечисление предметов (материалов, установок, оборудования) и связанных с ними технологий, подходящих для использования при производстве или испытаниях ОМП, или применяемых напрямую в виде комплектующих данного типа оружия.

В основу списка №6 положены данные международного объединения ГЯП (группа ядерных поставщиков). Здесь присутствуют только товары, применяемые в ядерном топливном цикле мирного направления. Это следует из того, что ДНЯО категорически возбраняет направлять любые товары (технологии), связанные с изготовлением ядерного оружия, странам, таковым не обладающим.

Таким образом, отслеживается не только материальная передача товаров, подпадающих под экспортный контроль, но и отток технологий.  В разделе примечаний к контрольным перечням термин «технология» трактуется как специфическая информация, необходимая при использовании, разработке или изготовлении определенной продукции. Такие сведения могут иметь вид технических показателей (данных) или технического пособия (помощи).

Техническими данными могут стать чертежи и их светокопии, диаграммы, формулы, таблицы, модели, спецификации и техпроекты, инструкции (на любых носителях). Под технической помощью подразумевают инструктажи, обучение, консультации, повышение квалификации, передачу промышленного опыта.

Как происходит экспортный контроль товаров

Экспортный контроль товаров в РФ проводится посредством:

  • Идентификации товаров (технологий) путем определения их соответствия позициям, внесенным в списки контролируемых;

  • Разрешительного порядка для внешнеэкономических сделок;

  • Пограничного контроля, таможенного оформления и валютных проверок.

Основываясь на положениях ФЗ «Об экспортном контроле» (ст. 21), для идентификации товаров (технологий) при внешнеэкономических сделках на их соответствие контрольным спискам, государственным интересам и внешним обязательствам РФ осуществляется официальная экспертиза на уровне межведомственных экспертных советов при Минэкономразвития и торговли России. Она проводится на основе материалов, предоставленных российской стороной внешнеторговой сделки Министерству экономики с целью оформления лицензии (разрешения) в соответствии с законодательством об экспортном контроле. Выданное заключение госэкспертизы служит основанием для получения лицензии на выполнение внешнеторговых действий с контролируемыми товарами (технологиями), если вам не отказано в её получении. Государственная экспертиза осуществляется по утвержденным в России правилам (Постановление № 294 от 16.04.2001 г.).

Чтобы экспортный контроль товаров проводился в строгом соответствии с правилами, организации имеют право ввести программу ЭК на своем внутреннем уровне. Такие документы обычно предусматривают организационные, административные, информационные мероприятия и т.п.

Предприятия, имеющие локальные программы ЭК, должны пройти официальную аккредитацию в Минэкономики РФ, которая проходит с соблюдением Положения №176 от 29.02.2000 г., принятого Правительством России. Это необходимо для выдачи генеральной лицензии – разрешительного документа на внешнеэкономические сделки (имеются в виду товары, экспортный контроль которых необходим).

  • Контейнерные и смешанные перевозки с использованием Инкотермс

Как получить лицензию на операции с контролируемыми товарами

Чтобы провести внешнеэкономическую сделку по передаче лицу иностранного государства контролируемой продукции, внесенной в официальные списки, нужно иметь лицензию. Сама передача предполагает любые формы действий – экспорт, почтовую пересылку, электронную передачу данных и др.

Порядок выдачи лицензий (разрешительных документов) на международные операции с вышеуказанными товарами (технологиями) утвержден соответствующим Положением, касающимся лицензирования всей продукции, обязательной для экспортного контроля (постановление №691 от 15 сентября 2008 г.)

Идентификация товаров (технологий), подлежащих экспортному контролю, с проведением необходимых процедур для оформления лицензий входит в обязанности каждого россиянина, который занимается внешнеэкономической деятельностью. Любой участник ВЭД в нашей стране имеет законное право делегировать проведение этих длительных процедур экспертной организации, обладающей особым разрешением на данный вид деятельности.

Чтобы получить лицензию отечественный заявитель (участник ВЭД) подает необходимый пакет документов в ФСТЭК РФ. Административный регламент этой службы описывает порядок их предоставления, требования к комплектности, заполнению и содержанию, сроки выдачи разрешений, суммы и способы оплаты за оформление лицензии и другие моменты. На органы ФСТЭК государством возложены функции по нетарифному регулированию внешней торговли (в рамках компетенции), включая выдачу лицензий на экспорт (импорт) товаров и услуг (работ), ценной информации, результатов ИД (с правами на таковые) в соответствии с законами РФ (основанием служит внутренний приказ ФСТЭК №313 от 28 октября 2008 г.).

Что же касается импортирования некоторых видов списочной продукции на таможенную территорию РФ, они тоже нуждаются в обязательном лицензировании. Это относится к:

  • Микроорганизмам и токсинам (список 01);

  • Химикатам из разделов 1-3 (список 02);

  • Радиоизотопной продукции (список 03);

  • Товарам из 5-го раздела (список 05);

  • Любых товаров и технологий списка 06.

Продукция, внесенная в список 04, при ввозе не лицензируется. Правила оформления лицензии на экспорт и импорт аналогичны.

Вывоз из России контролируемой продукции для презентаций, выставок и собственных нужд (без передачи зарубежным гражданам) производится с разрешения Комиссии, которая осуществляет экспортный контроль товаров в нашей стране. Чтобы получить её одобрение заявитель должен подать подобающий пакет документов в российский ФСТЭК.

Нужно учесть, что под экспортный контроль попадают внешнеторговые сделки с продукцией, которая отсутствует в контрольных списках. Это происходит, если участник ВЭД:

  • Письменно оповещен ФСТЭК РФ о возможности применения его продукции для производства оружия МП и средств по его доставке, а также других типов военного вооружения и техники либо в целях пособничества террористам;

  • Имеет основания предполагать, что передаваемая им продукция будет служить основой для изготовления оружия МП и средств по его доставке, а также других типов военного вооружения и техники либо в целях пособничества террористам.

В подобных случаях участник ВЭД вынужден обратиться в ФСТЭК РФ для получения разрешительного документа Комиссии по ЭК на вывоз данной продукции. Правила получения таких документов изложены в специальном Положении, которое принято Правительством России 15 августа 2005 г. (постановление №517).

Назад к списку
  • 2015 9
  • 2016 107
  • 2017 2
  • 2018 4
  • 2019 5
  • 2020 7
  • 2023 1
+7 (495) 720-50-80
+7 (495) 720-50-80
Заказать звонок
E-mail
iccoffice@iccwbo.ru

Адрес
121170, г. Москва, Кутузовский пр. 36, стр. 3
Режим работы
Пн. – Пт.: с 10:00 до 19:00
Заказать звонок
iccoffice@iccwbo.ru

121170, г. Москва, Кутузовский пр. 36, стр. 3
© 2023 ICC Russia
Политика конфиденциальности
Подписаться на рассылку